Комплекс Русского музея включает резиденцию императора Павла I. Михайловский замок, исполненный рыцарского духа, некогда вмещавший роскошные коллекции западноевропейского искусства, собранные самим императором.
Драматичная история заговора против государя, его убийство в замке в 1801 году стали причиной огромных потерь в парадных интерьерах и коллекции живописи и скульптуры. Около 20 лет Русский музей ведёт реставрационные работы в его стенах, постепенно открывая миру залы, созданные никогда велением мистичного, вероятно самого творческого из русских императоров на русском престоле Павла I. коллекции Михайловского замка рассредоточились по крупнейшим дворцам города.
Сегодня здесь представлен уникальные выставочный проект "Лица России", галерея портретных образов в русской живописи, скульптуре, графике, современных видах искусства. В замке осуществится один из самых смелых российских музейных проектов "Создание открытого фонда хранения скульптур". Около 400 скульптур из камня и дерева металла, керамики и даже бумаги от начала XX века до наших дней вздохнули и ожили, свободно разместившись в специально оборудованных залах.
Скульптурные этюды, эскизы и проекты памятников почти никогда не покидавшие музейные запасников, предстали во всей полноте пластичных качеств. Круговой обзор и специальное освещение, свободная расстановка пластики создали условия для диалога зрителя и художественного экспоната.
Жилой особняк, построенный для барона Сергея Строганова на главной перспективе города на Невском проспекте, благодаря постоянно меняющемся вкусам владельцев и поистине огромным материальным возможностям хозяев, постоянно менял интерьеры. Дворец построен в стиле барокко знаменитым Растрелли, как и царский Зимний дворец. На протяжении почти двух веков принадлежал известному роду купцов-промышленников и меценатов Строгановых. Богатейшее собрание президента академии художеств графа была размещена в специальных интерьерах дворца в минералогическом кабинете, соединенным с картинной галереей. Здесь в дворце находится единственный в Петербурге подлинный интерьер Растрелли- это большой танцевальный зал, а арабесковая гостиная украшена живописными панно. Богатое убранство особняка было свидетельством исключительного положения рода Строгановых в обществе. Иллюстрация известного выражения: "Выше только цари".
Фасады дворца, возведенного императрицей Екатериной II для графа Григория Орлова, украшенные несколькими десятками видов мрамора и гранита дали имя этому роскошному зданию, выставленному вдоль парадной набережной реки Невы, Мраморный дворец. Казалось бы залы дворца должны стать обрамлением для искусства современных дворцов, но подлинными его хозяевами стали произведение искусства созданные художниками после Второй мировой войны. Они представляют неофициальный стиль в искусстве, а альтернативные течения. Появление такой экспозиции стало возможным благодаря щедрому дару коллекционеров Питера и Ирэны Людвиг, носящего название музей Людвига в Русском музее. Своеобразные акценты в коллекции расставили полотна Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Ильи Кабакова.
В центре Санкт-Петербурга во дворце великого князя Романова разместился Русский музей, хранилище коллекции национального изобразительного искусства, крупнейшее в мире. 400000 произведений русской живописи и пластики, рисунка и фарфора, костюма, народные игрушки, представляет богатство русской художественной школы. Пейзаж, который с первой половины XIX века стал едва ли не главным достижением русской художественной школы, путь длиной почти в тысячу лет, уместился в залах Михайловского дворца.
Дворец, построенный в традициях русского классицизма архитектором Карлом Росси стал называться Михайловским. Он скоро стал средоточием культурной жизни Петербурга,собирая в своих стенах известнейших людей своего времени. К концу XIX века окончательно сформировалась идея создания и открытия в столице особого музея, который должен был отразить художественное и культурное состояние России. Таким образом изначально волею российских императоров Александра III и Николая II, отца и сына, был определён имперский художественный статус будущего музея. Строгий величественный ансамбль Михайловского дворца как нельзя лучше соответствовал ему. В нём и был размещен, учрежденный именным высочайшим указом Николая II от 13 апреля 1895 года Русский музей императора Александра III. Дворец был специально перестроен для показа произведений искусства.
От прежнего великолепия сохранились лишь несколько интерьеров, в том числе созданных по рисункам самого Карло Росси,белый зал, включающие росписи, мебель, каминные экраны и люстры. Ныне он стал частью экспозиции, организуя переход из века 18 в 19.