Найти тему
Картины рассказывают...

Кто она девочка в маковом венке?

В 1819 году, будучи в Риме, русский художник Орест Адамович Кипренский написал картину "Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке", которая ныне хранится в Третьяковской галерее.

Орест Кипренский.  Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке, 1819
Орест Кипренский. Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке, 1819

Это Анна-Мария Фалькуччи. Мариуччи, - как называли девочку в то время. Девочка, которая сыграла в судьбе художника огромную роль.

В 1816 году императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, выделила сумму из собственных средств на поездку Кипренского за границу. Он отправился в Италию, страну, в которой мечтали побывать все художники.

Там, в Риме, он и встретил Мариуччи. Шестилетняя девочка жила с матерью в тяжелых условиях. Есть сведения, что мать девочки занималась проституцией. Маленькая Мариуччи неоднократно была свидетелем сцен, о которых ребенку лучше не знать.

Кипренского взволновала судьба девочки. И ее внешность. Он решил написать портрет девочки, на что мать сразу же дала согласие. Еще бы... Отличный способ заработать деньги.

Он взял Мариуччи в свой дом, где девочка прожила некоторое время. И что вызвало множество слухов разного толка. Девочка в доме неженатого мужчины... Тут многое можно насочинять. Не буду.

Приведу только отрывок из письма Кипренского другу: "Как можно оставаться равнодушным, видя около себя существо, которое живет и дышит только что для меня... которое удовлетворяет сердце мое своею нежностью, гордость мою - своею покорностью..."

Известно так же, что Кипренский обратился в Ватикан с просьбой взять опекунство над девочкой. Ему отказали.

А потом произошло событие, которое в то время вызвало большой скандал, отголоски которого звучат и сегодня. Ведь до сих пор не известно, что же произошло в доме художника в Риме на самом деле.

В его доме была убита натурщица. Ходили слухи, что убил ее Кипренский. И хотя убийцей признали слугу художника, Кипренскому пришлось покинуть Италию.

Его, больше всего в этой ситуации, беспокоила судьба Мариуччи. Он прекрасно понимал, какая жизнь ожидает девочку в будущем.

Художник обратился за помощью к кардиналу Э. Консальви. Беспокоясь о судьбе девочки, Кипренский писал ему, что "на мрачной и безнравственной стезе, по которой идет мать ее, и она не замедлит сама со временем совратиться с пути чести и добродетели".

Кардинал откликнулся на просьбу Кипренского. Мариуччи поместили в монастырь, где она и прожила несколько лет.

Но на этом история художника и его модели не заканчивается. Они еще встретились.

Анне-Марии было уже семнадцать. Кипренскому намного больше. Разыскав ее, Кипренский сделал ей предложение. Они поженились. Хотя для этого Кипренскому пришлось принять католицизм.

Эту историю можно было бы назвать сказкой со счастливым концом. Но в реальной жизни подобные сказки случаются редко.

Их семейная жизнь оказалась недолгой. Через несколько месяцев Кипренский сильно простудился и вскоре скончался от воспаления легких.

Мариуччи вновь осталась одна. Беременной. Через определенное время она родила дочь, которую назвала Клотильдой.

Друзья художника старались помочь его осиротевшей семье: им удалось выхлопотать при дворе пенсион для вдовы, который пересылался в Италию.

А потом стало известно, что Анна-Мария вновь вышла замуж и потеряла право на денежное пособие. Следы супруги Кипренского и его дочери затерялись.