В наш нескучный век попытки переписать историю, выломать из народной памяти важные и яркие исторические события происходят повсеместно. Одна из основных тем, которая не дает покоя разного рода переписывальщикам – история Великой Отечественной Войны.
2 февраля была 76-я годовщина победы РККА под Сталинградом. Как только ее не пытаются оплевывать и оспаривать: заявляют о том, что «не такой эта битва была и выдающейся» и много чего еще. На самом же деле – Сталинградская битва стала переломной в Великой Отечественной Войне. Последствия ее трудно переоценить. Например, после ее завершения в войну против СССР отказались вступать Япония и Турция. Испугались.
Ко всему прочему, Сталинградская битва для меня дело личное. Там пропал без вести мой прадед – Мотовилов Степан Ефимович. Я решил сам для себя собрать всю имеющуюся о нем информацию, дабы хотя бы для себя, хоть частично восстановить эту страничку семейной истории.
Просмотр архивных записей, поиск нужных документов, поиск информации об интересующем событии или человеке – дело всегда не только очень увлекательное, но и трудоемкое. Особенно, если в документах встречаются разночтения. В разных документах по-разному может писаться фамилия одного и того же лица, по-разному указываться его биографические данные, и многое другое. Так получилось и с поиском информации о моем прадеде.
Для начала, как «истинное дитя цифровой эпохи» (цитата моей любимой мамы), я полез искать следы прадеда на сайты памяти фронтовиков. Надо сказать, что в последние лет 10 ведется просто колоссальная работа по обнародованию и систематизации данных советских солдат, воевавших на фронтах Великой Отечественной Войны. «Подвиг народа», «Память народа», «ОБД Мемориал», «Победители» - это самые крупные сайты, на которых можно встретить не просто информацию о фронтовиках, а найти конкретные документы, подтверждающие их боевой путь.
Начал искать. Стоит отметить, что подобные поиски я проводил и раньше, но ничего толкового обнаружить не смог, кроме одной интересной нестыковки. Дело в том, что на сайтах «Память Народа» и «ОБД Мемориал», мой прадед значится, как Мотовиков Степан Ефимович, хотя, на самом деле он был Мотовиловым. Оба сайта ссылаются на послевоенный документ Джамбульского горвоенкомата (далее – ГВК), где систематизировалась информация о не вернувшихся с фронта солдатах, призванных из Джамбульской области.
Документ сообщает следующее:
«Мотовиков Степан Ефимович 1905 года рождения, родился в Бурлевском районе Челябинской области. Ушел на фронт 12 апреля 1942 года. Был призван Джамбульским ГВК. Последнее письмо о пути на фронт было в декабре 1942 года. Пропал без вести в декабре 1942 года. Жена – Мотовикова Мария Осиповна».
Все. Ни части, где он служил, ни где конкретно он пропал без вести – ничего! Да еще и эта путаница с фамилией…
В поисках более полной информации, я попросил мою бабушку Раису Степановну, найти все документы об ее отце, которые у нее остались. Документы, которые она мне показала, где-то вносят ясность, а где-то запутывают ситуацию еще больше.
Трудовая книжка, выдана Мотовилову Степану Ефимовичу 1905 г.р. Тут путаницы с фамилией нет. Согласно трудовой книжке, прадед служил два года в Красной Армии (был военный билет).
Где именно служил Степан Ефимович можно предположить по сохранившемуся удостоверению о прохождении им «курсов антирелигиозности» от 25 октября 1929 года. Удостоверение выдано Верховным Комиссаром 23-го Сталинградского кавалерийского полка, 4-й Ленинградской кавалерийской дивизии Ленинградского Военного Округа.
После службы в армии, служил в третьем отряде Стрелковой охраны Туркестано-Сибирской железной дороги. Запись в трудовой книжке гласит, что 23 марта 1930 г. Степан Ефимович был назначен на должность пожарного-стрелка в стрелковой охране Турксиба. Служил он там по 2 (или 11) апреля 1942 года. Был уволен в связи с уходом на фронт, о чем его жене (моей прабабушке) Мотовиловой Марии Осиповне была выдана соответствующая справка.
Справка об уходе прадеда на фронт добавила мне дополнительной информации о прадеде и одновременно немного озадачила. В ней фамилия искажена. Справка от 2 мая 1942 года выдана красноармеец Матовилову Степану Ефимовичу о том, что состоит на службе в 1362-м стрелковом полку РККА.
Сначала я обрадовался: ведь я узнал номер части, в которой служил прадед, однако моя радость быстро сошла к нулю. В Интернете про 1362-й стрелковый полк сначала я не нашел ничего. Ни в составе какой более крупной воинской части он был, ни где именно он воевал.
Совсем немного информации мне дал сайт Министерства Обороны Казахстана. А точнее, банк погибших и пропавших без вести солдат, призванных с КазССР. Прадед там, кстати, есть. И записан, как Мотовиков. Среди тысяч записей, мне удалось найти 39 солдат, служивших в том же 1362-м стрелковом полку. И, что интересно: все они с южных областей КазССР (Джамбульская, Кзылординская, Алма-атинская, Южно-Казахстанская). Может быть, полк формировался из призывников этих областей? Не знаю… Солдат в банке памяти с этого полка совсем немного. Хотя, у многих (как у моего прадеда, например) вообще не указана часть, в которой они служили.
Пересматривая все 39 записей солдат 1362-го СП, я обратил внимание на одну интересную запись, вернее, на явный дубль.
Обратите внимание. Различаются место призыва и последнее место службы, при совпадении остальных данных. Что это: документальная неточность? Или два разных человека? Дальнейшие исследования показали, что скорее первое, чем второе.
Поиск полевой почты №1964 выдал следующий результат.
Юго-Западный фронт второго формирования был создан 25 октября 1942 года. В его составе находились: 21-я, 63 (1-я гвардейская, затем 3-я гвардейская), 5-я танковой и 17-я воздушная армия. В последующем в его состав входили 5-я ударная, 6, 12-я, 46-я, 57-я, 62-я (8-я гвардейская), 3-я танковая и 2-я воздушная армии.
ЮЗФ участвовал в операции «Уран» (контрнаступление под Сталинградом), Среднедонской, Острогожско-Россошанской наступательных операциях, третьей битва за Харьков, Изюм-Барвенковской наступательной операции, Донбасской стратегической операции, Запорожской операции.
20 октября 1943 года фронт переименован в 3-й Украинский фронт.
Такая информация о номере полевой почты дает окончательное подтверждение, что 1362-й стрелковый полк принадлежал именно ЮЗФ (2ф).
Итак. Согласно документам, в мае Степан Ефимович получил справку о том, что он состоит в 1362-м стрелковом полку. А последнее письмо домой – по пути на фронт в декабре 1942 года. Эти 7 месяцев полк мог быть где угодно: на формировании, в учебке, выступать резервной частью или мотаться по тылам различных фронтов.
1942-й год многие историки считают самым тяжелым в истории Великой Отечественной. Начало Ржевской битвы, провал Харьковской операции, в результате которого гитлеровские войска прорвали фронт и устремились к Кавказу и Сталинграду. Захват немцами Севастополя, окончательный захват Крыма, захват немцами Ростова-на-Дону, выход немцев к Волге, начало Сталинградской битвы.
В ноябре 1942 года началось контрнаступление Красной Армии под Сталинградом, завершившееся полным разгромом войск Вермахта и их союзников (итальянцев, румынов, венгров, хорватов) в феврале 1943 года Сталинградская битва стала одной из самых кровавых в истории человечества. По опубликованным данным, потери Красной Армии составили 478 741 человек, потери Вермахта и его союзников составили около 500 000 человек. В ноябре 1942-го-феврале 1943 годов под Сталинградом шли ожесточенные бои. Поэтому туда и бросали воинские части, бывшие в резерве.
Моя бабушка вспоминает, что в том самом, последнем письме, прадед писал прабабушке, что едут они под Сталинград. Там он и пропал без вести.
Извещение о судьбе Степана Ефимовича пришло его жене, Марии Осиповне, только в августе 1947 года. Извещение гласило.
«Ваш муж красноармеец Мотовилов Степан Ефимович уроженец Чкаловской области, находясь на фронте, пропал без вести в марте 1943 года»
В извещении фамилия написана правильно. Но вопросы вызывает место рождения. Тогдашняя Чкаловская область – это нынешняя Оренбургская область. Тогда почему по другим документам выходит, что он родился в Челябинской области? Кстати, в нынешней Челябинской области России Бурлевского района нет. Я читал в Интернете, что деревню Бурлево снесли еще в 50-х годах XX века. Получается, что установить точное место рождения моего прадеда – занятие весьма проблематичное…
Вот такое у меня получилось мини-исследование. Оно подтвердило одну простую истину: историю пишут люди. И от того, как ее напишут, зависит интерперетация той самой истории потомками. Разночтения в фактах, прорехи в описании событий это все «человеческий фактор», все это сильно усложняет и даже искажает понимание исторических событий и поиск истины.
Но историю знать надо. Хотя бы свою. Хотя бы своей семьи. Без нашей истории у нас просто нет будущего.
P.S. Немного обидно то, что в Таразском мемориале "Подвиг", моего прадеда нет в списках ушедших на фронт с нашей области. Но это не так уж и важно. Главное, что его помним мы, живые потомки: я и семья.