В связи с многочисленными запросами потенциальных возвращенцев из Швейцарии в Хорватию в отношении налогообложения 2-го пенсионного уровня, 7 марта 2019 года было проведено совещание в Центральном налоговом управлении в Загребе. В совещании налоговой администрации приняли участие Желько Мартинович, Далибор Легак, Рената Калчич, Бернардица Стипич и представитель хорватов из Швейцарии в Совете правительства Республики Хорватия по хорватам за пределами Республики Хорватия, Ружа Студер Бабич.
Учитывая, что число потенциальных возвращенцев больше, представитель Швейцарии из Хорватии, среди прочего, спросил, есть ли желание и возможность рассмотреть единую налоговую ставку для налогообложения второго пенсионного уровня (Pensionskasse). Налоговая резиденция также обсуждалась. Просто с определением налогового резидентства существует много неопределенностей, и мы приводим один пример, когда кто-то считает себя налоговым резидентом Республики Хорватия:
Налогоплательщик в Республике Хорватии является резидентом Загреба, платит подоходный налог в размере 18%, но за более высокую зарплату он идет на работу в Ирландию. В Хорватии у него есть жена и двое детей, которые ходят в начальную школу.
Из-за его работы в Ирландии он оставался там более 183 дней в налоговом году. Предположим, что ирландские правила предусматривают, что хорватский налогоплательщик, так как в Ирландии более 183 дней в налоговом году, является ирландским резидентом, поскольку он проживает в стране.
Независимо от того, что Ирландия считает налогоплательщика своим резидентом, Республика Хорватия считает его резидентом Хорватии. Учитывая, что налоговые администрации обоих налогоплательщиков считают себя резидентами (согласно внутригосударственным нормативным актам), ст. 4. Соглашение между правительствами Хорватии и Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты подоходного налога и подоходного налога при отчуждении имущества.
Статья 4 (1) Договора предусматривает, что налогоплательщик должен считаться резидентом государства проживания и, поскольку он является резидентом Ирландии и Республики Хорватии, ст. 4 Договора, которая предусматривает - если физическое лицо проживает в обеих странах, то преобладает государство, с которым физическое лицо имеет более тесные личные и экономические связи, которое считается центром жизненно важных интересов. Если место жительства не может быть определено в соответствии с этим правилом, пункт 2 устанавливает дополнительные критерии: (1) обычное место жительства, (2) гражданство, (3) и если физическое лицо является гражданином обеих государств, или ни одного из них, вопрос должен быть решен по соглашению.
При определении центра интересов должны применяться объективные критерии, чтобы при оценке того, с какой страной физическое лицо имеет более тесные личные и экономические связи, могут иметь значение некоторые из следующих фактов: семейные и социальные отношения, интересы физического лица, политические, культурные и другие виды деятельности, место бизнес, место, из которого он управляет собственностью.
Факты должны рассматриваться в целом, и особое внимание следует уделять личным действиям отдельных лиц.
Если человек, имеющий дом в одном штате, создает второй дом в другом штате и в то же время сохраняет его в первом, тот факт, что он или она поддерживает первый дом в среде, в которой он/она первоначально жил, работал и где у него/нее была семья и имущество, может, помимо других элементов, как он/она держал центр жизненных интересов в первом государстве.
Поскольку этот пример показывает, что центр жизненных интересов кредитора в Республике Хорватии (жена и двое детей посещают начальную школу в Республике Хорватии), можно утверждать, что должник является резидентом Хорватии (мировое налогообложение доходов), и что Ирландия не должна считать его своим резидентом (налогообложение только на доход, полученный в стране происхождения - Ирландия).
Налоговая администрация по просьбе советника предоставила примеры налогообложения второго пенсионного уровня для разных сумм. Расчеты не вычитаются из каких-либо платежей по обязательному страхованию. Если страховка выплачивается на их сумму, квитанция уменьшается до вычета личного дохода.
Для ясности, основная личная сумма вычетов приведена в примерах (3800,00 кун / месяц = 45 600 кун / год). Эта сумма может быть увеличена в связи с любой официально признанной инвалидностью или зависимой (при предписанных условиях). Сумма квитанции также может быть уменьшена для возможных пожертвований в установленных целях и до установленной суммы.