Раньше ЗАТО Звездный был один из самых секретных городков на карте бывшего СССР, и на гражданских картах никак не фигурировал. Вместо целого городка ракетчиков, на карте отмечались разбросанные домишки частного сектора под простым названием "Бершетские Дачи".
Уверен, что большая часть жителей Перми, даже не знала, какая грозная сила стоит у них под боком на боевоем дежурстве, денно и нощно защищая Родину - и какие непростые поезда стучат на стрелках, выезжая с тупиковой ветки на "пионерлагерь".
Сам Звездный в этот раз нам не особо интересен - несмотря на то, что в нем есть отличный музей истории РВСН, мы стремимся дальше - очень хочется побывать в "пионерлагере", посмотреть на юность в сапогах типичных советских пионеров.
Странно, зачем в пионерском лагере такая большая котельная? Да еще и с надписями про службу в РВСН? Интересно - идём дальше. Похоже, что пионерский лагерь был такой же фиктивный, как и "бершетские дачи".
На въезде - огромный комплекс котельных, складов и прочих обслуживающих пионерлагерь зданий. Территория вся опутана сложной сетью рельсов и бетонных дорог для техники. Наверное, поток пионеров был очень большой и их привозили и увозили на поездах - это быстро и удобно.
Рельсы покрыты ржавчиной - по ним очень давно никто не ездил. Бредем по рельсам к виднеющимся зданиям впереди - под ногами хрустит шлак и мелкие камешки. Периодически в молодом кустарнике торчат сигнальные светофоры.
Здание с часами - это пост ЭЦ (электрической централизации). В нем когда-то располагался комплекс управления движением поездов и маневровых единиц на базе - Внутри очень много полуразобранной автоматики, валяется измятая и грязная документация.
Вот к примеру, бесконечные стенды в одной из комнат, в которые вставляются достаточно примитивные, но надежные электронные блоки. По надписям на них, их срок гарантии - 10 лет. с 1995 по 2005 год...
В 1995 году когда вся страна выживала в лихие 90-е годы, здесь всё шло четко, строго и по-регламенту. Удивительно, но всё умерло в более стабильные и сытые годы, через 10 лет - в 2005 году... Срок гарантии оказался слишком пророческим для этого места.
Выходим из здания через запасной выход. Дверь кто-то заботливо вынес вместе с петлями задолго до нас, да так и оставил, прислонив к перилам.
Здания на горизонте - это заправочная станция ГСМ, пескосушилка и тепловозоремонтное депо, в которое заходят рельсы, для обслуживания подвижного состава. Когда-то давно здесь суетился и бегал личный состав части, подготавливая в путь поезда, а теперь здесь тихо, ничего нет, ничто не работает. Под ногами хрустят камешки на бетоне, сквозь который пробивается трава.
Зайдем на станцию ГСМ. Внутри сложная система подачи смазок и технических жидкостей. На некоторых ящиках маркировка настолько страшная, что я бы не решился их открыть. На крыше пескосушилки располагается огневая точка.
В пустом заброшенном пионерлагере, в черном-черном ящике... Проверять что внутри не возникло желания ни у кого - хотя на первый взгляд это обычный металлический ящик, даже не герметичный...
Оставляем станцию ГСМ за спиной, и бредем по высыхающей осенней траве к депо, в которое входит несколько рельсовых путей.
Трава местами упорно пробивается сквозь бетон и гравийную подсыпку. Здание депо местами зияет выбитыми окнами, и судя по всему - бардак внутри ничуть не меньший, чем снаружи.
Всегда расстраиваюсь когда вижу такие площади, пропадающие впустую. А ведь там можно было сделать отличный производственный цех, или музей...
Короеды-металлисты унесли медь и провода, куда смогли дотянуться - но металлоконструкции, лапы для кабелей на стенах, светильники под потолком ангара еще стоят. Постойте, а что там стене - светофор?
В кабинетах, находящихся в здании депо повсюду раскиданы сейсмографы различной степени фрагментации и корпуса от них. Судя по всему, они использовались для регистрации колебаний земной поверхности, которые обязательно возникнут при испытаниях или применении ядерного оружия.
О жизни здесь еще напоминают засохшие растения на окнах, безмолвно стоящие на боевом дежурстве с момента, когда базу покинул последний офицер.
Интересно, эту картину кто-то рисовал из срочников на свой дембельский аккорд?
Ветки и здания базы достаточно далеко разнесены друг от друга - еще к двум ремонтным цехам приходится идти через лес, пересекая несколько периметров. Здесь была натянута сетка под напряжением.
Рядом с тропинкой торчит огневая точка, почти незаметная за кустарником. На тропе, под ногами, периодически попадаются фрагменты оборудования с табличками - сделано в СССР.
А вот и сооружение №1 - огромный ремонтный цех, высотой с среднюю пятиэтажку. В нём несущий вагон мог поднять ракету в боевое положение для обслуживания и ремонта, абсолютно не боясь демаскировки.
Ангар открыт, и тянет внутрь, в темноту и пустоту, но сначала - наверх. Гулкая лестница звучит под ногами, а вид с крыши поражает - на горизонте отсюда видно даже сверкающий золотом купол храма на Белой Горе. До нее - всего 35 км по прямой.
Вид с крыши на станцию Бершеть. Наверху гуляет сильный ветер, и подходить к краю жутковато. Где-то хлопает оторванный металлический водосток...
Судя по виду зданий - основная работа на базе происходила здесь. Каждое сооружение имеет двух-трех этажные пристройки, в которых находятся кабинеты и мастерские. Это оказались самые интересные здания в "пионерлагере".
О том, что ждало нас внутри, я расскажу в следующей части отчета. Чтобы не пропустить - подписывайтесь на мой канал!
Текст, фото: Леха Бездорогофф
PS: Дорогие друзья! Спасибо, что дочитали мою статью! Если вам нравится, то, о чем я пишу, то я буду очень рад лайкам, репостам в соцсети, интересным комментариям! Поделитесь интересным вам отчетом с другими людьми :) Лучшая помощь от вас каналу - это лайки, комментарии и конечно же подписка!
Также, меня можно найти в Instagram и на канале Youtube
Другие наши статьи и приключения:
- Кадры - огонь! Московский фотограф сжигал брошенные деревни ради красивых снимков
- Последний из могикан: Встретил в Киргизии ГАЗ-69 с консервации!
- Загадка старого кладбища у колокольни в глухой заброшенной деревне
И конечно же, если вам интересно увидеть другую Россию в наших приключениях, тайгу и горы, брошенные деревни, города и храмы, дальние километры трасс - оставайтесь с нами!