Интересуетесь бизнес-анализом в ИТ? Приглашаю Вас ознакомиться с моей книгой "Профессия "бизнес-аналитик". Краткое пособие для начинающих", которая вышла в издательстве "Олимп-Бизнес".
С 2016 года в Казань ежегодно приезжает профессор Стэнфордской школы бизнеса Илья Стребулаев. В 1990-х он уехал из России в США и обосновался с семьёй в Кремниевой долине. Сфера его научных интересов — финансирование инноваций. Иными словами то, благодаря чему в мире появляются продукты и сервисы, меняющие нашу жизнь: Facebook, Uber, iPhone и мн.др.
Ещё 15 лет назад мы не знали о социальных сетях и мобильных приложениях, а беспроводной интернет казался чем-то фантастическим. Сегодня мир меняется ещё быстрее и Илья Стребулаев с интересом за этим следит. И, по приглашению Ак Барс Банка, делится своими соображениями о будущем финансового мира.
Меня лекция профессора заинтересовала по двум причинам:
- В ней шла речь о глобальных трендах. Полезно послушать об общемировых тенденциях, когда постоянно сосредоточен только на своём узком участке работы.
- Эта лекция — взгляд человека из другой страны. Кроме того, Илья Стребулаев работает в самом сердце мировых инноваций — Кремниевой долине. В этом инновационном кластере за год создаются десятки тысяч новых проектов, каждый из которых может изменить мир.
По словам профессора, практически каждый его студент запустил собственный стартап. Это не значит, что все эти проекты станут коммерчески успешными. Большинство из них провалится. Но интересен сам подход. Люди не боятся пробовать и рисковать деньгами. Конечно, это связано с особым предпринимательским климатом в штате Калифорния.
Лекция шла целый день и подробно пересказывать её бессмысленно. Тем не менее, я думаю, что основные тезисы выступления будут Вам интересны.
Примечание: всё, что Вы прочитаете дальше — личное мнение профессора Стэнфордской школы бизнеса Ильи Стребулаева 🙂
1. Будущее принадлежит маркетплейс-платформам
Руководствуясь правилом «объясняй простое через сложное» профессор пояснил, что маркетплейс представляет собой цифровой рынок. Представьте себе виртуальную площадку, куда приходят продавец и покупатель. На маркетплейсе ты сам ищешь то, что тебе нужно.
Убер — классический пример маркетплейса. Есть клиент, которому нужно переехать из точки А в точку Б. И есть водители, готовые оказать эту услугу за деньги. Убер — инструмент, помогающий клиенту найти водителя.
Со временем маркетплейс эволюционировал в маркетплейс-платформы. Маркетплейс-платформа — это виртуальная площадка, где Клиент получает полный комплекс услуг в той или иной отрасли. Если Вы покупаете дом, то платформа предоставит Вам консультанта, юриста, оценщика и любых других специалистов, которые только потребуются. Пример маркетплейс-платформы в сфере недвидимости — Opendoor.
Сейчас между маркетплейс-платформами развернулась борьба за место под солнцем. Новые сервисы появляются во всех сферах жизни: от уборки помещений до бронирования гостиниц. Конкуренция жесточайшая. И прогноз представителей Стэнфорда повторяет слоган сериала «Горец»: «Останется только один». По мнению Ильи Стребулаева в конечном счёте останется лишь по одной компании с маркетплейс-платформой в каждой отрасли.
2. ИТ перестали быть эксклюзивом
Ещё недавно возможность воспользоваться самыми современными технологиями были лишь у гигантов вроде Google или Amazon. В том числе за счёт этого обеспечивалось их конкурентное преимущество. Теперь возможность мощных облачных вычислений стала доступна любой, даже небольшой компании. Это стало возможным благодаря развитию ИТ-технологий за последние годы. Если раньше небольшой компании требовались месяцы для решения определённых видов ИТ-задач, то сейчас такие задачи решаются за считанные часы.
«Американцы очень любят аббревиатуры из трёх букв»
Один из трендов последних 2 лет — NCR. No coding required. Это технология создания приложений без применения классического программирования. У компаний, не обладающих компетенциями в сфере ИТ, появилась возможность создавать сайты и мобильные приложения из готовых компонентов. 1-2 дня и у Вас имеется готовое приложение для решения реальных бизнес-задач.
3. Распознавание речи
Одним из главных прорывов последних лет Илья Стребулаев назвал прогресс при создании программ распознавания речи. Всего 2-3 года назад подобные программы распознавали речь человека на уровне 75%. Отметим, что у обычного человека при общении по телефону точность распознавания близка к 95%. По словам профессора за последний год Google и Amazon совершили качественный скачок в этом направлении: их прототипы научились понимать сказанное человеком с точностью 95-96%. Это означает, что в ближайшие годы целые индустрии окажутся под угрозой. Например, полностью или частично пропадёт необходимость в колл-центрах.
4. Транспорт будущего
За последние годы созданы сотни стартапов в сфере беспилотных автомобилей. По прогнозам FIAT, BMW и FORD полностью беспилотные автомобили для дорог общего пользования появятся не позднее 2022 года. Вокруг новой индустрии уже ведётся борьба за выживание. Создаются не только компании, нацеленные на создание беспилотных автомобилей. Возникают и предприятия, которые разарабывают компоненты для будущих беспилотников: радары, видеокамеры, средства контроля и пр. Пример подобного стартапа: Zoox Car.
Ролик о Zoox Car на Youtube
5. Работа с интеллектуальным капиталом
Ещё один тренд: работа компаний с внутренним и внешним интеллектуальным капиталом. Внутренний интеллектуальный капитал — это сотрудники организации. Для них создают виртуальные площадки для творческой активности. На этих площадках сотрудники предлагают свои идеи по улучшению внутренних процессов, а также созданию новых продуктов и услуг.
Внешний интеллектуальный капитал — клиенты, партнёры, сторонние эксперты. Для работы с ними создаются внешние сервисы. Каждая компания может зарегистрироваться на специальном сайте и опубликовать свою проблему или бизнес-задачу. Сотни, а иногда и тысячи добровольцев предложат свои решения. За качественное решение автор получает солидное вознаграждение. Учитывая количество желающих заработать на решении подобных кейсов, качество предложений очень высокое.
Одним из примеров успешной работы с внутренним интеллектуальным капиталом профессор назвал Huawei. В этой компании проводятся конкурсы внутренних стартапов. Сотрудники объединяются в команды и создают нечто новое совместными усилиями. В компании разрешено посвящать работе над инновациями определённый процент своего рабочего времени. Как итог: до 25% патентов компании Huawei — плод труда сотрудников-энтузиастов.
6. Развитие финансовых технологий
В завершении Илья Стребулаев рассказал о криптовалютах. Главным недостатком криптовалюты профессор назвал очень высокие колебания курсов. Это не позволяет полноценно использовать криптовалюты в современной экономике. Тем не менее поиски идеальной криптовалюты также ведутся множеством стартапов.
Вторым трендом в области финтеха профессор назвал появление технологических компаний, которые составляют конкуренцию традиционным Банкам. Теперь не обязательно иметь банковскую лицензию для предоставления клиентам полного комплекса банковских услуг. И традиционным банкам от этого не по себе, т.к. каждый день в этой области появляются десятки новых стартапов.
Что делать?
В конце Илье Стребулаеву задали вопрос: что делать обычным людям в столь стремительно меняющемся мире? За считанные годы могут исчезнуть целые отрасли и миллионы людей останутся без работы. Ответ профессора прост: каждому человеку необходимо развивать в себе навыки, которые позволят ему постоянно переучиваться.
Сегодня жизненный путь человека выглядит так:
- Рождение;
- 20-25 лет учёбы, включая детский сад, школу и университет;
- 35-40 лет работы;
- Пенсия.
По мнению Ильи Стребулаева со временем этот цикл изменится. Первоначально человек будет учиться меньше, получая только самые необходимые, базовые навыки. Затем он начнёт работать. По прошествии определённого времени он опять пойдёт учиться. Затем снова работа. И снова учёба. И так до пенсии.
Т.к. мир меняется слишком быстро, потребность в постоянном обновлении знаний и навыков растёт. По словам профессора, в некоторых компаниях это осознали уже сейчас и по прошествии некоторого времени отправляют сотрудников на оплачиваемое повышение квалицификации на 3-6 месяцев. После переобучения сотрудники снова приступают к работе.