В 1992-м году компания id Software выпустила игру Wolfenstein 3D, которую принято считать основоположницей жанра FPS. И не важно, что на самом деле никаким 3D в том проекте даже и не пахло, не важно, что уровни были окрашены всего в несколько цветов, а враги были слеплены из двух-трех пикселей. Ну и что? Главное, Wolfenstein 3D стала первой игрой, показавшей нам мир в нереальной реальности, пусть и фальшивый.
После этого проекта 3D-игры посыпались на пользователей как манка из рук кухарки, и каждая из них становилась настоящим хитом, а релиз сопровождался песнями и плясками шаманов. Вышли такие монстры, как Doom, Doom 2, Hexen, Hexen 2, Heretic и другие. Но их объединяло одно — псевдо-3D графический движкок. То бишь, с одной стороны это были трехмерные проекты, а с другой — двухмерные, спрайтовые. Кстати, так уж получилось, что многие хорошие 3D игры того времени принадлежат перу id Software.
Но в 1996-м году мир вздрогнул, когда все та же id Software выдала новую игру Quake, основанную на революционной в то время графической технологии. Разработчикам удалось создать движок, который вырисовывал настоящую трехмерную картинку. Спрайты ушли в прошлое, уступив место полигонам.
Quake — первая полигональная 3D игра.
Без специального монитора в 120 герц, вы не сможете увидеть настоящую трехмерную картинку.
После Quake полигональные движки и игры выходили одна за другой. 3D вырвалось из жанра FPS и захватило другие — RPG, гонки, стратегии, анвенчуры и даже аркады. Каждая компания старалась выпустить свой собственный трехмерный проект. Технологии все совершенствовались, появлялись мощные процессоры, видеокарты, PC превращался в этакого огромного шумящего кулерами монстра и пожирающего наши сбережения. А основным критерием хорошей игры стала графика.
Однако пару лет назад выяснилось, что все это детализированное и полное 3D, ради которого школьники голодали месяцами, не обедая в школе и откладывая на мощную видеокарту, а работники сети «Макдоналдс» усерднее нарезали салат, драили туалеты и раскладывали гамбургеры по коробочкам, это и не 3D вовсе, а так, профанация.
На сей раз в роли законодателя моды выступила компания Nvidia, представившая технологию 3D Vision, позволяющую пользователям видеть достаточно реалистичную трехмерную картинку в играх. Эффекты 3D, словно раковая опухоль, стали постепенно распространяться и на другие сферы — кино, телевидение, фотографии. Шутка ли, в продаже появились даже 3D фоторамки, не говоря уже о 3D телевизорах, 3D фотоаппаратах и 3D видеокамерах.
Об этом и шла речь на мероприятии, устроенном компаниями Nvidia и «Союз». 3D плотно входит в нашу жизнь, — говорили докладчики. — И глупо препятствовать этому.
Единственное, что пока тормозит развитие этой технологии и повсеместное ее внедрение, так это стоимость устройств, необходимых для демонстрации трехмерной картинки.
К примеру, чтобы использовать 3D Vision в обычной игре, которую вы купили в ближайшем магазине за 500 рублей, надо приобрести достаточно мощный компьютер с дорогой видеокартой Nvidia, монитор в 120 герц и специальный комплект Nvidia 3D Vision. В него входят сами затворные очки (очень стильные, кстати), драйвера и устройство, управляющее окулярами на расстоянии.
Очки смотрятся стильно, их можно носить даже в повседневной жизни.
Nvidia Surround в действии. Хотите так же? Тогда приготовьтесь заплатить за 3 монитора.
Есть еще технология Nvidia Surround, но она не всем будет по карману. Пользователю придется купить не один, а целых три 120-ти герцовых монитора и выставить их в ряд. Тогда, надев очки, он увидит не три, а один большой экран с трехмерной картинкой. Выглядит это, признаемся, потрясающе. Изображение окружает зрителя со всех сторон. Захватывающе, красиво и очень дорого... Мониторы, кстати, можно заменить проекторами.
Если говорить об играх, а технология Nvidia 3D Vision предназначена именно для них, то сейчас в трехмерном видении доступно более 400 проектов. Некоторые из них изначально затачивались под трехмерность, другие стали поддерживать 3D только после релиза. На очереди Starcraft 2, World of Warcraft и ряд других известных проектов.
Многие докладчики, выступавшие на мероприятии, пришли к выводу, что постепенно технология будет получать все большее распространение. Уже сейчас есть игры в 3D, фильмы, фотографии и даже потоковое телевидение в полном 3D. А цена будет снижаться. Думаем, что через несколько лет даже недешевый набор Nvidia Surround сможет позволить себе почти каждый геймер.