Посвящается
Лебедеву Сергею Леонидовичу
моему учителю
В этой статье я попробую поделиться своими соображениями относительно того, что есть реальность, как человек воспринимает действительность, как это связано с искусством и о проблемах современного российского общества.
Прежде всего определим для себя, что есть реальность. Реальность — это концепт восприятия действительности. Образ мироздания соотносимый с образом нашей личности.
Образ – оба за раз. Это структура, порожденная воображением, которое имеет всегда два плана. План – носитель/форма, и содержание. Без носителя и формы не может быть содержания. Как и наоборот. Человеческое мышление оперирует этими двумя планами.
Для наглядности рассмотрим фреску «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти. Его не лепят из глины, или собирают по частям. Микеланджело был мыслителем, не просто художником, а мыслителем. Художник, это не тот который рисует, это тот, который мыслит. И это очень важная вещь. В фреске центральным и содержательным элементом является прикосновение Бога Создателя к Адаму. А это и есть создание образа. Адам выступает как форма, а Бог дает содержание. Соединение этих двух планов и создает образную структуру. Содержание привнесено, и наложено на форму.
Человеческое существо, отличается от всех прочих существ тем, что мыслит образами. Образное мышление является стержнем, вокруг которого строится все остальное. Образная структура лежит в основе всего. И человек связи с этим, занимается образно-творческой деятельностью, он, по сути, производит образы. Вы имеете дело не с самим предметом, допустим с человеком напротив вас, а лишь с образом этого человека. К образу у вас нет вопросов. Для вас все объяснено. Человек составляет форму, для которой у вас есть содержательное объяснение. Образ — это результат деятельности системы языка. Ничего кроме системы языка. Образ является родовым явлением, и внутри родового явления образной реальности, существуют видовые отличия. Какие же основные видовые, языковые образы деятельности есть у человека? Основные, это область визуального языка, и область вербального языка. Это две области, которые между собой очень специфически связаны. Но в то же время и автономны. Как эти области автономны, как эти области в то же время связаны – этим кстати и занимается теория искусства (не путать с историей искусств, которую в России принято ставить на первое место, при выпуске «квалифицированных искусствоведов», что к искусствоведению не имеет по сути отношения).
Когда вы имеете дело с картиной, вы имеете дело с изобразительным образом. Любая картина, это форма и содержание. Картина есть холст, измазанный краской, но, когда вы смотрите на нее, вы не видите холст, измазанный краской, вы видите допустим, пейзаж, изображенный там. Человек воспринимает содержание, а не форму. Допустим вы читаете Толстого, и переживаете за Болконского, но на самом деле вы смотрите и переживаете за буквы. Но этого вы не замечете, вы переживаете за образ, который вербальный язык создает для вас. Итак, две языковые формы: визуальная, вербальная. Картина есть форма визуального языка. С вербальным языком люди знакомы лучше всего, еще со школы. Это язык, на котором вы говорите, основанный на словесном тексте. Но и тут внезапно оказывается, что словесный текст не может существовать без визуального обозначения. Несмотря на то, что вы говорите сами с собой словами, текстом, вы лишь тем самым даете обозначение образам, которые стоят за этими словами. В картине содержание представлено как сюжет. При взгляде на картину вы видите знакомую вам форму. Образная форма вербального языка опирается на текст, а визуальный язык опирается на изображение.
Возьмем для примера сюжет «Персей спасает Андромеду». Мы видим перед собой два изображения, где сюжет один тот же. Но чем они отличаются? Они отличаются форматом. Тут мы имеем дело с форматом изобразительной поверхности. Также они отличаются и расположением элементов изображения. Количество элементов разное, пластический характер элементов разный, и расположение внутри формата разные.
А теперь, можем ли мы это применить к тексту, написанному на бумаге, который рассказывает о том, как Персей спасает Андромеду? Не совсем. Классическое произведение, занимается описанием сюжета, как тот же текст, написанный на бумаге. Зритель смотрит на сюжет, взятый из текста, при взгляде на картину. А на чем держится тот же вербальный язык? На монтаже элементов. Если мы возьмем текст и переставим буквы местами, то этот текст будет иметь другой смысл. Если в вербальном языке переставить буквы местами, меняется значение слов, при том, что буквы остаются те же.
Сюжет на изображениях одинаковый, но из-за разного количества элементов и их расположения, эти работы говорят еще о чем-то помимо сюжета, ведь там переставлены элементы. Вариантов интерпретации масса. Важно тут даже не количество этих самых элементов, а где они в формате изображения располагаются (в том же 20 веке искусство предпринимало огромные усилия для того, чтобы показать, что важен не сюжет в изображении, а то, как элементы на этом изображении располагаются)
Сюжет является и являлся ширмой, за которой элементы композиции той или иной работы говорят о чем-то еще.
Теперь же давайте поговорим о том, что такое образная структура, почему такие проблемы у простого обывателя из той же России, с восприятием неклассической формы в искусстве. И откуда такие проблемы с вхождением в современное западноевропейское общество, от чего прогресс нам и не снился.
Что такое образ, образная структура с которым имеет дело наше сознание? Образная структура и ее устройство подчинено цифровому принципу. Изображение и текст это два вида языковой формы, устройство которых имеет цифровой характер. Цифровая форма отличается от аналоговой чем? Аналоговая форма, которой мыслят многие обыватели, в особенности русский человек, это допустим, когда вы наступаете в грязь, и там остается след от вашей ноги. Аналоговая форма не расчленена, она едина, она есть лишь повторение, подобие. А явление образной структуры, цифровой, всегда дискретно. Разные уровни существуют одновременно и при этом самодостаточны. Нижний уровень создает продукт, который используется верхним уровнем. И так по цепочке. Цифровая форма, это структура, чье становление и занимает всю человеческую жизнь. Вы этим занимаетесь с рождения до самой смерти. Вы всю свою жизнь занимаетесь созданием этой формы, созданием образов.
Откуда у обывателей такая любовь к классической форме искусства, которую принято обозначать таким словом термином как «реалистическое искусство»? Здесь нужно обратить внимание на то, как формируются образы. Образы формируются под действием впечатлений, переживаний. Вся область, которая связана с бытом создает нашу образную реальность. И если искусство изображает впечатления бытовые, то это реализм. А все что не связано с бытом, это абстракционизм. Тот в какой реальности живет, то и считает реальным. Если искусство передает впечатления именно об его виде реальности, то это реализм. Поэтому у всех представления о реализме разные. Для математика, допустим, это цифры. Или если вы оказались в Китае, и видите иероглифы, но не знаете их значения, то для вас это абстракция. Знание языка, определяющее здесь. В данном случае, мы говорим о визуальном языке. Но степень владения визуальным языком, и понимание его структуры, у всех разное.
Неосознанность происходящего вступает в контраст с очевидностью. С одной стороны, жизнь очевидна, ибо в каждый конкретный момент вы видите что-то что не взывает вопросов. Но мы живем в таком мире, который постоянно меняется. И особенно русская аудитория, исторически этого не любит. В чем это выраженно? В классическом мышлении. Принцип классического мышления – открывать вещи и утверждать вещи, которые неизменны. Любые попытки анализировать, препарировать тот или иной момент привычного нам мироуклада вызывает яростное сопротивление. Почему сейчас классическое искусство и литература ушли на второй план? Смысл классического искусства не просто исчез, он стал отрицательным. Потому что неизменных объектов просто не существует как выяснилось. Для русского мышления это неприемлемо, ибо хорошо лишь то, что понятно и объясняет бытовую жизнедеятельность. Современное искусство для обывателя непонятно. Ведь оно не затрагивает бытовую жизнедеятельность. Почему русскому человеку досталась такая особенность восприятия – другой вопрос, и я его обсуждать не берусь. И здесь даже вопрос не в том, как кто и что воспринимает, а в последствиях. Они катастрофические. Но поскольку в катастрофу вступают все, эта позиция не вызывает опасений у обывателей.
В чем отличие классического от неклассического? Художник классической эпохи выполняет заказ общества, представить в зрительной, понятной форме некоторые вещи, которые описаны текстом. Сюжеты, о котором люди говорят. Миф, о котором говорит общество, приводится к очевидности художником. Классический метод искусства построен на определенных методологических основах, и они невероятно определенны. С точки зрения классического сознания, вся жизнь происходит в разделенном мире, где есть субъект и объект. Как субъект воспринимает объект? Отражает его. Мимезис – принцип отражения. И призвание художника классической эпохи – отражать как зеркало видимый мир. Но как еще говорил Леонардо Да Винчи, художник, который занимается отражением, не является художником. Идея отражения очень удобна. Ее утверждение невероятно парадоксально и противоречит всем фактам, которые мы имеем. В частности, если взглянуть на устройство глаза. Глаз абсолютно не приспособлен к восприятию проекции. А ведь именно так многие и считают, что глаз является зеркалом, которое отражает некую объективную предметную, материальную реальность так, как это есть в действительности.
Однако, глаз — это не камера и не зеркало. Глаз является лишь продолжением нашего мозга. Видимый мир формируется под воздействием огромного количества факторов. Что видит один человек, не видит другой. На восприятие влияет абсолютно все. То, что вы съели на завтрак. На какой частоте вы резонируете с окружающим миром и т.д. В частности, тот же глаз, никогда не находится в покое. Если зафиксировать глаз неподвижно, то вы не будете ничего видеть. Классическая форма же исходит из того, что реальность дана нам в отражении. И что классическое искусство связи с этим является реалистическим. Реалистической формой будет та, которую транслирует это отражение, т.е. проекция, перенесенная на холст и будет реалистическим изображением. И это так приятно, и так привычно для человека. Классический художник прежде чем рисовать, делает эскиз, выбирает формат, берет натурщиков, он пытается создать убедительный образ в контексте того концепта реальности, который он хочет видеть. Мы видим лишь то, что хотим видеть. Метод классического искусства стал нежизнеспособным, ибо он стал вводить в заблуждение, в контексте нового отношения к реальности в том же 19 веке, когда на Западе детально начали разбирать вопрос о восприятии человеком действительности посредством его органов чувств.
Методы классического искусства и неклассического искусства принципиально отличаются. Искусство переходит в совсем другой метод. Метод, который направлен на то, чтобы выявить изобразительными средствами прежде всего то, что происходит в восприятии в момент до предметного восприятия, т.е. до предмета. Есть такое понятие, как интенция – направленность сознания. Когда человек видит, перед тем как что-то увидеть, человек решает, что он будет видеть.
Классическая форма в искусстве может быть описана словами, сюжетная часть. Классическая форма, что имеет план сюжетного содержания, который может быть описан словами, это классическая форма. Неклассическая форма уходит от возможности описания словами. Тут можно вспомнить слова Ренуара «Искусство, которое можно описать словами, не является искусством». Современное искусство говорит «давайте создавать изобразительную форму до того момента, когда сознание не включилось, т.е. доставать план подсознания» а именно – интенцию. То, как человек решает видеть мир, до того, как он его увидел. Подсознание является как бы первичной средой для возникновения образа реальности в нашем сознании.
Проблема видения очень серьезная вещь в искусстве. Особенно в России. Отношение у всех может быть разное. Но кто и где прав? Критерий такой. Практика. Практика критерий истины. Если вы достигаете к тому результату, к которому стремитесь, значит вы правы. По результату. Любовь к неклассической форме искусства, существует в том обществе, которое на данный момент является экономически развитым и передовым, а это западное общество. Общество мыслящее цифровой формой, которое понимает и осознает разный масштаб уровней на которых располагается вся видимая и невидимая нам часть действительности. В России же, люди мыслят аналоговой формой, и вступают в постоянное противоречие со всем остальным миром. Люди привыкли считать видимую реальность как отражение, и это отражение первично и конечно одновременно, как плоское изображение. Сознание, которое продуктом своим говорит, насколько оно адекватно реальности, вот это и является критерием оценки истины. Телефон, который вы держите в руке, напрямую связан с художественной неклассической формой, с цифровой формой. Как и весь существующий мир, это многоуровневая дискретная система. Реальность не плоское изображение, а структура. И проблема обывателей в том, что мир воображаемый нашем сознанием, которое оперирует не более чем как своими предпочтениями, воспринимается как данность, как действительность. Но воспринимаемая нами действительность, это может быть одна десятая от того, что на самом деле происходит вокруг нас. И это не мистика. К сожалению, органы чувств человека далеко не совершены, и воспринимаем мы лишь волны определенного колебания и излучения, которые создают видимый мир. Те же животные видят все совсем иначе. Но если исходить из «логики» классического мышления, то видимый мир, воспринимаемый животными нереален и не существует в принципе. Однако, мы знаем, что это не так.
Что из представленных ниже изображений для вас реализм, а что нет?
Наверняка, многие скажут, что человек на первой фотографии более реален, чем картина справа. Но для автора статьи, между этими двумя изображениями стоит знак равенства. Поскольку в моей образной реальности один элемент отождествляется с другим за счет целого ряда ассоциативных связей.
В контексте всего вышесказанного, хочется сказать, что не реалистического искусства не существует. Существуют разные формы сообщения, разные концепты восприятия действительности, каждый из которых по отдельности реален для отдельно взятого наблюдателя. То же современное искусство обращается к моменту, когда вода и волны еще не разделились. Оно обращается к нашему внутреннему миру, которой резонируя с окружающей действительностью создает в нашем воображении картину видимого мира.