Найти в Дзене
Захар Здравомысленко

«Жук в муравейнике»: что случилось бы, если бы Лев Абалкин коснулся детонатора?

Подавляющее большинство читателей знаменитой повести братьев Стругацких «Жук в муравейнике» задаются вопросом: что произошло бы, если бы прогрессор Лев Абалкин вопреки воле Экселенца всё же прикоснулся бы к детонатору? Дело осложняется ещё и крайне уклончивыми ответами авторов на этот вопрос. К примеру, Борис Натанович Стругацкий как-то в онлайн-интервью ответил примерно следующим образом: мол, ничего особенного — не больше, нежели если бы вы прикоснулись к своей трудовой книжке. Однако, на мой взгляд, глупо отрицать, что и у Аркадия Натановича, и у Бориса Натановича на момент написания повести уже был наготове заранее продуманный вариант ответа, который — увы! — так и не стал достоянием общественности (или мы с вами его не увидели!). Попробуем вместе разобраться, каков же может быть этот ответ. Для начала вспомним наиболее правдоподобное предположение о предназначении детонаторов: это, безусловно, катализаторы превращения «подкидышей» в посредников между Странниками и человечеством. А

Подавляющее большинство читателей знаменитой повести братьев Стругацких «Жук в муравейнике» задаются вопросом: что произошло бы, если бы прогрессор Лев Абалкин вопреки воле Экселенца всё же прикоснулся бы к детонатору?

Дело осложняется ещё и крайне уклончивыми ответами авторов на этот вопрос. К примеру, Борис Натанович Стругацкий как-то в онлайн-интервью ответил примерно следующим образом: мол, ничего особенного — не больше, нежели если бы вы прикоснулись к своей трудовой книжке.

Жук в муравейнике — роковой выстрел Экселенца
Жук в муравейнике — роковой выстрел Экселенца

Однако, на мой взгляд, глупо отрицать, что и у Аркадия Натановича, и у Бориса Натановича на момент написания повести уже был наготове заранее продуманный вариант ответа, который — увы! — так и не стал достоянием общественности (или мы с вами его не увидели!). Попробуем вместе разобраться, каков же может быть этот ответ.

Для начала вспомним наиболее правдоподобное предположение о предназначении детонаторов: это, безусловно, катализаторы превращения «подкидышей» в посредников между Странниками и человечеством. А зачем Странникам могли бы понадобиться посредники? Очевидно, для ведения переговоров с человечеством, и в конечном счёте — для превращения человечества в союзников, партнёров.

Предположение это имеет лишь один, но весьма серьёзный недостаток: такое партнёрство — при уровне развития человечества мира Полудня, по меркам Странников — было бы малоинтересным для Странников. Как выразился один из персонажей другой повести Стругацких: «Боюсь, что вы нам полезны быть не можете. Что же касается нас… Знаете, есть старая шутка: медведя можно научить ездить на велосипеде, но будет ли медведю от этого польза и удовольствие?»

Возможно, при виде этой фразы вы встрепенулись и принялись лихорадочно вспоминать, кто, кому и когда её сказал. Напомню: это сказал в повести «Волны гасят ветер» люден Даниил Логовенко во время переговоров с Комовым и Горбовским (поклонникам знаменитых фантастов, полагаю, нет необходимости пояснять, кто такие Логовенко, Комов и Горбовский).

Ну а кто такой люден, помните? Производное от человека, но уже не-человек, обладающее несоизмеримо, несопоставимо большими возможностями, нежели человек, имеющее иные интересы (предположительно, уже не планетарного, а галактического масштаба). Чем не союзник для Странников — куда более интересный и потенциально полезный, нежели человек? К слову говоря, многие поклонники Стругацких сходятся во мнении, что людены — это фактически своего рода квази-Странники человеческого происхождения.

Загвоздка лишь в том, что к моменту обнаружения саркофага с зародышами никаких люденов ещё и в помине не было, и про «третью импульсную» и «зубец Т-ментограммы» человечество понятия не имело — Максим Каммерер в тот момент ещё сравнительно молод, а дело о «Большом откровении» он расследует в 89-летнем возрасте.

Так почему бы не предположить, что созданные Странниками детонаторы имели целью активировать в подкидышах вовсе не программу посредников, а программу принудительной активации заложенной в зародышах «третьей импульсной» (о которой, в отличие от человечества, Странники могли быть хорошо осведомлены), с тем, чтобы зародыши по достижении социально подходящего уровня — начали создание союзников-люденов для Странников из числа людей?