Найти тему

Какой портрет, какой пейзаж

Вечер Вернисажей на «Пивзаводе»
Часть 2

В галерее «Underrart» нас почему-то встречают стены величия, посвященные резидентам прошлого сезона «Приоткрытых мастерских». Новый сезон в Мастерских пока не открылся — по всей видимости будущие резиденты собирают денежки для оплаты участия. Помимо этого в «UnderrArt» новая выставка петербуржца Ивана Ку-Тузова. Ку-Тузов давно уже пляшет вокруг пикселя, периодически прерывая эту пляску пробами других методов, вроде графических натюрмортов на обратной стороне холста. Одной из проблем, связанных с пиксель-артом, является то, что галерист Марут Гульман вынес в своё время в название выставки Ку-Тузова — «Развирт». Термин подразумевает сложности переноса формы и контекста художественного высказывания из сети, где преимущественно орудует Ку-Тузов, в выставочный зал. В тот раз с Гульманом единицей ку-тузовского оффлайна и аналогом пикселя стал квадрат смальты. Пиксель=плитка — решение не то чтоб оригинальное, но задачу минимум выполняющее. С переносом контекста ещё сложнее: над фейсбучной шуткой уже отсмеялись онлайн, а проблемы посерьёзней предполагают оффлайновый экшн после их постановки в сети (так за репостом очередной «Я/МЫ» следует участие в пикете). «Что-то будет утеряно» — как саморазоблачающе называлась выставка другого художника.

(c) In-Art
(c) In-Art

Открывшаяся тут же в «Underrart»» выставка «Ггрройс, подскажи мне как жить?» представляет из себя серию постеров с пиксельными картинками, преимущественно о том как «как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» — Марат Гульман и Анатолий Остановский с летающим над схваткой призраком философа Ггрройса. В этом проекте Ку-Тузов вовсе забывает о поиске формы (в том числе инсталляционной), решая пространство равномерной и почти шпалерной развеской, порой обретающей вид комикса. Неисключено, что при другой ситуации на арт-рынке выбор офф-лайн медиума для выхода из онлайн-арта был бы иным. В «Underart» же влекуще матовая поверхность принтов вкупе с их временным настенным положением (работы крепятся к стенам на магниты) вопиют в унисон с автором о покупке. Для продолжения жизни анекдота он должен быть рассказываем, но заключенная в бумажную форму, хохма реализуется в ограниченно тиражном распространении «в хорошие руки». Да и крестовый сетевой поход в духе Ханса Хааке Анатолия Остановского обернулся лишь многоактовым топтанием художника Остановского на галеристе Гульмане и уже выполоскан комментариями и прошедшим временем. Справедливости ради стоит заметить, что в фейсбуке Ку-Тузов наладил юмористический сериал на злободневные темы, как фокусник с пиксельным кроликом на любой случай.

В галерее «Aavvcharenko» новая выставка Сергея Зларвы «Склеп Князя Таврического». Князь Таврический Григорий Потёмкин известен своей деятельностью по завоеванию и обустройству южных земель Российской империи, присоединению Крыма и историческим анекдотом про «потёмкинские деревни». «Выступивший как архитектор» художник Зларва ещё и выступил как строитель — все операции по обустройству пространства «Avcharenko» Зларва проводил самостоятельно. В первом зале несколько широкоформатных полотен, выполненных в фирменной технике художника — акварельный рисунок поверх фотографий, превращающая персонажей в состоящих из складок монстров. Второй «большой» зал можно осматривать только поднявшись по лестнице — из смотрового окна. Смотря сверху в зал можно увидеть ещё два масштабных полотна в массивных золотых фальш-рамах, селиконовую скульптуру пожилого человека, совмещенную с абажуром и, собственно гроб, — среднее между объектом и коллажом.

(c) Сергей Медведев
(c) Сергей Медведев

Про Зларву хочется сказать, что он исследует постсоветскую провинциальность и припечатать шаблонным «украинский (российский?) Бэкон». И если персонажи Бэкона чаще всего выхвачены замершими в крике, когда фон, вторя им, рассекается или дробится, создавая общее поле травмы, то герои картин Зларвы существуют в отупелом погружении в себя, имеющим градации от сонного самодовольства до вытесняющего боль онемения. Фон картин Зларвы усредненно по-мещански благостен, будь то условный частный интерьер или сумерки санатория: обволакивающая тишина не создаёт поводов для беспокойства и обещает подобную дремотную вечность. Толстокожесть зларвовских персонажей, однако, граничит с беззащитностью: обратной стороной складки — основным приёмом для формирования лиц — становятся обширные ссадины, вмятины и рубцы. Складка это недограница, подобная той, что проходит сегодня в Крыму, где живёт художник. Зларва создаёт своих персонажей одновременно похожими на артистов жуткого цирка, приматов и жертв катастрофы. Производными суммы этих состояний — медиашапито, остановившейся гражданской эволюции и гибридной теперь войны — они, собственно, и являются.

Галерея «Asnova» держит марку. О марках на открывшейся там выставке Марго Грушиной «Окситоцин» рассуждала и группа моднящихся людей среднего возраста — им явно нравился подобный «триповый» вид инсталляции. Маленькое, но сложное пространство галереи — две стерильные комнаты, расположенные на разной высоте — действительно на этот раз выглядит прирученным и вскормленным материнской заботой, логично перетекающей в чаяния о матери-Земле. Первый зал погружен в полутьму с доминированием объектов круглой формы: на стене природное видео с каймой вроде следа Луны, на полу гибрид ковра и камня, расположившись на котором можно смотреть видео, в воздухе завис ещё один гибрид: земли и платья, он испускает на стену призрачный шлейф. Зал повыше освещён, здесь доминирует прямоугольник: объект внутри металлического геометрического каркаса с аквариумом и кардиограммой, черно-белые фотографии с морем и кораллом, напоминающие романтические клипы MTV 90-х.

(c) Osnova
(c) Osnova

Постгуманистические штудии Грушиной полны метафор. Молоко выкапывает из грудиобразных льдин в землю. Бурление в аквариуме обрывается неоновой кардиограммой, отображающей темпы глобального потепления за последнюю сотню лет. Из земли внутри женского платья, повисшего покинутым коконом, прорастает растение. Этот полный медиального изобилия мир, лишь на первый взгляд совпадающий с лекалами инсталляций транслируемых модными агрегаторами, расходится с ними в главном: в пику декларируемого агрегаторами обесмысливания мир Марго Грушиной напротив полон благих намерений, ассоциаций и смыслов. Действительно, ведь художница «противопоставляет искусственное и органическое, материальное и идеальное, и создает свои “хрупкие миры”. В этих «хрупких мирах» (из пресс-релиза) по всей видимости всё должно быть означено и сведено к операции уравнивания.

(c) Osnova
(c) Osnova

Далее раскрывающееся живописное безобразие (впрочем, как раз образов тут навалом) заставляет нас вспомнить, что в топах аукциона невиданной щедрости «Vvladey» водятся аккуратно выписанные скачки слонов и работы питерской арт-группы иллюстраторов «Tennis-Penis».

Так на выставке Анны Солиной в галерее «9.10» художница «обыгрывает тему цирка». По всей видимости зритель должен подскочить от смеха, подобно чёрту из сундучка — одному из трёх объектов среди плотно развешенной волнобразным рядом живописи. На деле же от такого цирка становится грустно. Фотобаш, сюрреализм, как его понимает ваша соседка, «Выход из сувенирной лавки» принятый за чистую монету. Как будто вы зашли на страницу одного из инстаграмных артистов, чередующих подобный арт с портретами поп-звёзд и картинами на заказ. Уж лучше сибирский мороз, который стоит обычно в «9.10».

Триумф «приятного глазу» с фильтрами продолжается в галерее «Funarts». С лета там висит групповая выставка «Нешекспир: сон в летнюю ночь», которая посвящена…лету. Также плотно как и в «9.10» стены здесь завешаны живописью на любой вкус и кошелёк: тут вам и вроде бы абстракция дебютанта галереи Соколицкого и мазки по принтам, улетевшего в чёрную трубу постсоветского постмодернизма Совко. «Почему Нешекспир?» задаётся вопросом кураторка выставки, и сама же находит ответ «А почему в магазине продаётся немолоко?». Автору таких строк стоит быть осторожней — подбирая слова с приставкой «не», можно далеко зайти в описании этой выставки.

(c) Fine Arts
(c) Fine Arts

В галерее «Artus» «Lost in abstraction» — групповое высказывание на тему того, чем пугают студентов арт-школ, говоря об абстракции. Надо отдать должное смелости куоров. В кураторском тексте умело транслируется «потерянность в абстракции» зрителя, хотя ясно, что речь идёт об участниках выставки.

Продолжая иронизировать над интерьерной живописью в галереях конкурентов, кураторы выбирают идеальное пространство — подобие расширенной душевой. Но и это ещё не всё — цветной пресс-релиз к выставке содержит на обратной стороны прайс лист. Браво!

В галерее «Artus» «Lost in abstraction» — групповое высказывание на тему того, чем пугают студентов арт-школ, говоря об абстракции. Надо отдать должное смелости куоров. В кураторском тексте умело транслируется «потерянность в абстракции» зрителя, хотя ясно, что речь идёт об участниках выставки.

Продолжая иронизировать над интерьерной живописью в галереях конкурентов, кураторы выбирают идеальное пространство — подобие расширенной душевой. Но и это ещё не всё — цветной пресс-релиз к выставке содержит на обратной стороны прайс лист. Браво!

Галерея «Batitadze» на первый взгляд вносит свой вклад в перечень живописных лихорадок. В ней представлены работы Марины Васильевой. Зал плотно завешен пленэрными работами, живописующими идиллию кронштадтской жизни: уютные дачные дома встречают зимы и весну, сквозь заснеженный лес мчится поезд, а цветы соразмерны разлапистым елям. «Ключи, грибы, часы, козы, елки, женщины в ванне, пляшущие скелеты, заброшенные заводы — все эти с виду простые вещи в ее работах наполнены утонченной наивностью» как гласит один из отзывов на странице галереи. Наивность действительно подкупает, но не так проста Васильева, как на первый взгляд она малюёт. Решенный также размашисто как и фон, человек на картинах Васильевой будто состоит из веток и обнаруживает собственную несуразность, свойственную изголодавшемуся по выезду на природу горожанину. Затягивающие пейзажи как бы служат окаймлением этой несуразности, а картина с вторжением в лес эскаваторных ковшей становится болевым центром выставки. Или это всё-таки проводят газ в отдаленную питерскую деревню?

P.S. Не попал на новую выставку Кирилла Шо в галерее «Треуголка». В следующий раз обязательно это сделаю. В поддержку выставки хочу сказать, что это всегда приятно: видеть художника прогуливающегося под руку с мамой, а не с очередной подружкой.

С вами был Лайк Борзов,

В следующий раз я расскажу вам как проходила арт-ярмарка современного искусства «Moscoscow».