С 1958 по 1960 год он, действительно занимал эту должность. Но для многих из нас, гораздо интереснее его участие в сражениях Второй Мировой войны. Его боевое прошлое достойно уважения.
Бейтсон отметился в боях в небе Ближнего Востока, на Тихоокеанском театре военных действий, но самыми яркими эпизодами военной биографии вице-маршала авиации Роберта Бейтсона являются атаки на штаб-квартиры гестапо в городах Гаага (Нидерланды), Копенгаген и Оденсе (Дания).
Для организации нападения на здания тайной полиции в европейских городах был создан лётный отряд специального назначения, в состав которого вошли несколько эскадрилий лёгких бомбардировщиков, истребителей прикрытия и истребителей-бомбардировщиков.
Непосредственным командованием и разработкой операций занимался герой этого материала. Каждая отдельная задача требовала тщательной и длительной подготовки и большой организационной работы.
Как идейный вдохновитель таких атак, Роберт «Pinpoint» (Прицел) Бейтсон прорабатывал все детали. Строились макеты зданий, изучались фотографии, переданные Сопротивлением, отрабатывалось бомбометание. Каждое действие просчитывалось по времени.
Точность планирования была доведена до идеальной. Так, например, расхождение по времени при проведении операции «Карфаген» составило 2 минуты, это при маршруте Манчестер (Англия) – Копенгаген (Дания), с учётом времени на саму бомбардировку.
Особая точность требовалась и при атаке, в которую Боби сам вёл своих ребят. Самолёты ходили буквально по крышам атакуемых зданий. Так при атаке гестапо в столице Дании один из «Москито» снёс крылом антенну, повредил крыло и разбился.
Просчитали даже интервалы между атакующими группами, чтобы избежать попадания на разрывы боеприпасов предыдущей волны. Расчётом точечных ударов стремились избежать жертв среди населения. Не всегда успешно.
Формат статьи позволяет кратко рассказать только об одной такой операции. Пусть это будет операция «Карфаген». Бомбардировка здания «Шелл Хаус» в Копенгагене 21 марта 1945 г. Здесь располагалось главное управление тайной полиции по Дании.
Danish Resistance (Сопротивление) ещё с конца 1944 года просило англичан провести рейд на штаб-квартиру гестапо. Здесь проводились допросы и пытки граждан, хранились досье на подполье, разрабатывались карательные акции.
Датчане обращаясь за помощью, ссылались на успешный опыт налёта 31 октября 1944 года на штаб гестапо в Орхусе. Планирование нового рейда заняло несколько недель. Прицельное бомбометание отрабатывали на масштабных моделях здания, прилегающих улиц и строений.
Для выполнения задачи отрядили две шестерки лёгких бомбардировщиков «Havilland Mosquito», груженных фугасными бомбами и шестерку штурмовиков «Republic P-47 Thunderbolt» с осколочными бомбами.
Тридцать истребителей «Mustang» прикрывали от вражеской авиации и подавляли зенитные орудия. Два самолета-разаедчика «Mosquito B.IV» вели съёмку для регистрации результатов атаки.
Штаб-квартира гестапо была уничтожена. Практически все документы, находящиеся в здании сгорели в пожаре, что сорвало многие операции немецкой тайной полиции. Удалось сбежать 18 заключённым, 8 подпольщиков погибло.
Вражеские потери составили: 55 немецких солдат, 47 высокопоставленных сотрудников гестапо. К сожалению, ошибочная бомбардировка похожего здания школы Жанны д'Арк привела к гибели 86 школьников и 18 монахинь, проводивших обучение
Лётный отряд потерял 4 бомбардировщика и 2 истребителя, 9 пилотов и членов экипажей, но цель была достигнута, западное крыло шестиэтажного здания «Shell House» было разрушено ударом с воздуха. По фотографии, предоставленной подпольем, всё строение полностью выгорело.
PS. Коллекция медалей вице-маршала авиации Бейтсона, была выставлена на аукцион в Spink в Блумсбери, Лондон, 6 сентября 2012 года. Была продана вместе с картиной, на которой изображена атака эскадрильи Роберта Бейтсона здания гестапо в Гааге.