О фундаментальных изменениях финансовой функции и учета в компаниях рассказал Максим Лапин, член правления, финансовый директор ПАО «Московская Биржа».
Если кто-то из коллег говорит фразу, что: «А зачем улучшать, уже все сделано хорошо, все работает, не надо трогать», то это сразу означает, что здесь будут обходить с фланга.
Я рассмотрел эволюцию финансовой функции и учета в компаниях. Получается, мы прошли через несколько революций с фундаментальными изменениями.
Первая половина девяностых. Учет бумажный. Компьютеры еще не пришли в бухгалтерию. Появляется 1С, но это еще не стандарт. Финансовая функция ограничена задачами бухучета и расчетов. Профессии финансового директора не существует.
Вторая половина девяностых. Компьютеризация учета становится обыденным явлением. Бумажные главные книги уходят в прошлое. 1С распространяется. Часть крупных предприятий сидят на альтернативах прото ERP типа BAAN. Профессия финдира появляется.
Первая половина нулевых. 1С повсеместный. Бухгалтерия у всех на компьютерах. Кто не может работать на компьютерах — выходит из профессии. Финансовые директора являются стандартом. Функционал расширяется на автоматизированное казначейство и бюджетное планирование.
Вторая половина нулевых. Вопрос уже не в 1С, а в том, что часть прогрессивных компаний уже занимаются централизацией бухгалтерий и финансовых функций в общие центры обслуживания. Этот процесс считается визионерским. Накатываются ERP. Внутренний документооборот становится электронным с ЭЦП.
Первая половина десятых. ОЦО / ЕЦО / ЦОБ становится стандартом. Появляется электронный внешний документооборот с ЭЦП. От финансовой вертикали стандартные ожидания уже в оптимизации бизнеса, управлении капиталом, снижении затрат и долгосрочном планировании, а также в стратегии. ERP есть у всех.
Вторая половина десятых. Уже есть примеры перевода контрагентов на полный безбумажный оборот. Вместо автоматизации говорят про роботизацию, когда контроллинг делается алгоритмами, а RPA роботы забивают первичку в систему. Функционалы финансовых блоков включают полдесятка разных тем, от закупок и стратмаркетинга до ИТ и управления эффективностью.
Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»