Я тогда еще активно занимался фармацевтическим бизнесом. Ну там аптеки, оптовая торговля лекарствами и около того. Лет около дцати назад.
Стратегия грамотного общения с чиновниками тогда давала два варианта: или плати деньги, или дари что-то, на что они смотрят каждый день и вспоминают о тебе. Я предпочитал второе. Однако… Хорошие часы стоили дорого, картина Брейгеля-старшего тоже не слишком дешева.
В общем, однажды получилось так.
Нужен был глава одного отдаленного района. Ну что-то там с помещением для аптеки в глуши, куда могли хотя бы добраться местные жители. В аренду. Но даже в таких гуманитарных случаях нужна была вышеописанная стратегия.
Я решил поступить мудро. А именно: подарить написанную лично мною акварель с видом родного города.
О встрече с начальником договорились люди, всегда стоящие посредине долгого пути попадания в нужные кабинеты. Обычно они трудились в уполномоченных конторах при районных администрациях: юрфирмах, геолого-геодезических фирмах и пр.
Начальник был коротышкой с жирными щеками, над которыми прятались жадные и усталые от беганья глаза. Я быстро рассказал о том, что мне нужно. В глазах собеседника интереса к моей персоне так и не возникло. Высокое лицо обещало подумать. В большом неуютном кабинете повисло молчание
И в этом момент я сделал доброе лицо и начал залезать в свой портфель. Там лежала завернутой в целлофан маленькая любительская акварелька в тонкой рамочке. Я ее вытащил на свет и принялся рассказывать о волшебной силе искусства.
Однако уже на первом слове и первом взгляде на подарок начальник взвился в воздух и завизжал на весь кабинет: «Марья Иваннаааа!!! Ко мне!!! Немедленно». Секретарша услышала и вошла, застав замечательную сцену. Я с акварельной картинкой в руке и напротив меня орущий матом о попытке дачи взятки начальник. Правда в глазах у него оставалось прежнее усталое выражение.
Марья Ивановна была женщиной премудрой. Я с ней успел познакомится в приемной, ожидая, когда шеф освободится для встречи со мной. Мы даже вошли во взаимную симпатию, особенно после того, как я рассказал ей о моем увлечении самодеятельным искусством.
Короче. Под аккомпанемент артистических воплей начальника, эта простая женщина проводила меня до дверей и сердечно распрощалась. Моя роль закончилась.
В самый момент закрытия дверей вопли внезапно прекратились.
P.S. Анализируя потом ситуацию, я понял, что стал участником спектакля, предназначенного для заинтересованных ушей и глаз. Это исключительно мои догадки, так как никогда в дальнейшем к этому вопросу я не возвращался. Я думаю, что жирный бездельник был под наблюдением и ему нужен был показательный кейс для демонстрации собственной безукоризненности. Столь малыми средствами он доказал свою неподкупность. Так что не такой уж он был тупой бездельник…
P.P.S. Кстати, через некоторое время я прочитал в газете, что его посадили за взятки.
P.P.P.S. Аптечный вопрос в этом районе я решил.