Cо времен Архимеда ни в одном человеке не сочетались столь совершенно способности к механике и философский склад ума» — так писал Роберт Гук о своем друге Кристофере Рене, когда им обоим было немногим больше тридцати. Через несколько лет Рена назначили главным инспектором управления общественных работ. Когда же в 1666 г. произошел знаменитый лондонский пожар, ответственность за возрождение города легла именно на него. Надо сказать, что Рен справился с задачей великолепно: достаточно вспомнить собор св. Павла, подлинный шедевр архитектора.
В своей небольшой книге Дж. Беннет убедительно показывает, что архитектурная деятельность Рена не только не мешала ему плодотворно заниматься математикой, созданием новых приборов и астрономией, но и способствовала этому. Построенные при его участии 50 приходских церквей и Гринвичская обсерватория в наши дни вызывают у туристов не меньший интерес, чем купол собора св. Павла, размеры которого в XX веке уже не кажутся необычными. Несомненно, склонность Рена к практической деятельности и присущее ему чувство пропорций были обусловлены его интересом к математике.
Его эстетические вкусы, как и его научные интересы, носят на себе печать не столько возвышенных метафизических принципов, сколько чисто английского интуитивного ощущения геометрической целесообразности. Конечно, в архитектуре Рен во многом следовал классическим образцам, однако он никогда не подчинялся канонам, если находил их слишком строгими и педантичными. Большое значение он придавал связи архитектурных форм здания с его назначением.
«Церкви . . . должны быть вместительными, — писал он, — но мы, последователи реформированной религии, не станем строить приходскую церковь такой большой, что присутствующим не будет слышно проповедника. Паписты, разумеется, могут строить огромные храмы, ведь во время мессы им достаточно слышать неясное бормотание . . . но наши церкви должны строиться так, чтобы слова с кафедры были слышны всем». В наши дни всеобщее восхищение вызывает построенная Реном обсерватория, фасад которой напоминает какой-то огромный музыкальный инструмент.
Это здание, сравнительно небольшое, отличается в первую очередь удобством, но не лишено и некоторой пышности. Автора второй из рецензируемых книг, Роуланда Мэйнстоуна, можно по праву назвать крупнейшим специалистом по современному проектированию и строительству; его часто приглашают в самые разные уголки земного шара в качестве консультанта. Он занимает один из руководящих постов в Британском центре изучения проблем строительства. Мэйнстоун давно уже интересуется проблемами, стоявшими перед архитекторами прошлого, и тем, как они их решали, считая, что это необходимо для дальнейшего прогресса в области строительства.
В своей замечательной книге он положил в основу изложения не математические формулы, а гораздо более наглядный материал — чертежи и фотографии. Здесь мы видим стадионы и храмы, угольные ямы и пирамиды, мечети и аэровокзалы. Прекрасные фотографии сделаны самим автором. Книга, как следует из ее названия, посвящена не столько истории архитектуры, сколько истории развития конструкций, разумеется в связи с материалами, в которых они воплощались. Изложение построено не по хронологическому, а по тематическому принципу.
В первой части книги речь идет об основах механики равновесия и о свойствах строительных материалов. Вторая часть посвящена анализу элементов конструкций — не только сводов, балок, ферм и прочих деталей по отдельности, но и их сочетаний, а также роли стен и фундамента как опоры. В третьей, последней, части книги сооружения рассматриваются как целое: древние и современные здания, мосты, башни. Для иллюстрации рассказ о развитии конструкций автор сопровождает анализом сооружений, воздвигнутых строителями прошлого. Архитектура древних Афин и Европы эпохи позднего Возрождения сравнительно мало привлекают его внимание, поскольку в эти периоды прогресс в строительстве в основном заключался во все более полном использовании уже имевшихся возможностей.
Напротив, эпоха Римской империи, период возникновения французской готики и ее расцвета, наше время особенно интересуют Мэйнстоуна, так как они отмечены появлением принципиально новых конструкций. В целом его работа, несомненно, занимает достойное место среди немногочисленных книг, из которых читатель (как имеющий техническое образование, так и не имеющий его) может узнать о многовековой борьбе строителей с силой тяжести, о том, что и зачем человечество строило и почему строило именно так, а не иначе.
Заглянем в некоторые из глав книги. Строить — значит постепенно увеличивать размеры сооружения (исключение составляют лишь пещерные храмы, убежища, вытесанные внутри скал, и, пожалуй, надувные сооружения), но этого мало — недостроенное сооружение либо непригодно для использования, либо неустойчиво.