Найти в Дзене
FilmGourmand

Что творит любовь

12 октября 1974 года (ровно 45 лет назад!) в рамках Нью-Йоркского кинофестиваля прошла премьера фильма Джона Кассаветиса "A Woman Under the Influence". Я намеренно даю оригинальное, английское название этого фильма, поскольку существуют и в российском прокате применяются по меньшей мере два варианта его перевода на русский язык. Дословный перевод - "Женщина под влиянием". Но более близкое к содержанию картины русское название выглядит как "Женщина не в себе".

История создания этого фильма наглядно демонстрирует, на что способна любовь.

-2

Всё началось с того, что актриса Джина Роулендс попросила своего мужа, режиссёра Джона Кассаветиса, с которым к тому времени они уже около 20 лет состояли в браке и имели троих детей, написать для неё пьесу о трудностях, с которыми сталкиваются женщины. Желание жены - для любящего мужа - закон, и через некоторое время Джон вручил Джине свою пьесу.

-3

Впоследствии Джина Роулендс вспоминала: "Я не могла поверить, что Джон написал это. Я отнюдь не сексистка и отнюдь не считаю, что женщины не могут писать для мужчин, и наоборот. Но я, действительно, не могла поверить, что мужчина так глубоко может понять проблему женщины".

-4

Однако, вместе с изумлением пьеса Джона вызвала у Джины и страх. Роль, написанная для Джины, была наполнена такой интенсивностью и эмоциональностью, что Джина поняла, что играть её на сцене каждый день чревато серьёзными нервными перегрузками и, как следствие, скорой госпитализацией. Об этих своих опасениях она тут же сообщила мужу. Ну, а любящий муж тут же решил переделать пьесу в киносценарий и снять по нему фильм.

-5

Сценарий, написанный Джоном Кассаветисом, понимания у студийных продюсеров не встретил. На какую бы киностудию Джон не обращался, ответ везде был примерно один: "Никто не будет смотреть фильм про сумасшедшую даму средних лет". Короче, в финансировании предложенного Кассаветисом проекта всюду было отказано.

-6

Другого бы, наверное, такой ответ остановил. Но не такого любящего мужа, каким был Джон. Ради жены он пошёл даже на то, что нарушил основную заповедь американского кинобизнеса: "никогда не использовать собственные деньги". Впрочем, этих самых собственных денег и не было. По крайней мере, в достаточном количестве. Джон заложил дом и в буквальном смысле пошёл с шапкой по кругу. В смысле, обратился к друзьям и родственникам.

-7

Основной вклад в бюджет будущего фильма сделал друг Джона - актёр Питер Фальк, который незадолго до этого снимался в телесериале Кассаветиса про чудаковатого лейтенанта Коломбо. Фальк вложил в создание фильма полмиллиона долларов. Ну, и с помощью остальных друзей и родственников удалось наскрести в общей сложности миллион долларов.

-8

В условиях более чем скромного бюджета актерский ансамбль пришлось формировать из непрофессиональных и полупрофессиональных актёров: родственников, друзей, студентов Американского института кинематографии, в котором в то время преподавал Джон. Все актеры, и Джина Роулендс в том числе, снимались в своей собственной одежде (которую приходилось после дня съемок на ночь отправлять в химчистку), гримировались и причесывались тоже сами. Даже в пространстве для съемок киностудии Джону отказали, пришлось арендовать обветшалый домик недалеко от Голливудского бульвара. И вот в таких условиях съемки фильма были успешно завершены.

-9

Но съемками проблемы Джона как автора фильма не закончились. Дистрибьюторы дружно отказались от проката картины. Но любящего мужа и это не смогло остановить. Он сам начал обходить кинотеатры, предлагая показать его фильм. Ну, и студенты, конечно, помогали ему. Крупные кинотеатры отказывали Джону, но мелкие кинотеатры, в особенности, в студенческих кампусах, шли ему навстречу. Один из студентов позже вспоминал: «впервые в истории кинофильмов был распространен независимый фильм без использования общенациональной системы субдистрибьюторов».

-10

И вот так, окольными путями, фильм добрался до Нью-Йоркского кинофестиваля и, как участник фестиваля, попал на глаза кинокритиков. Один из них, Джозеф Гелмис из Newsday, назвал фильм «эмоциональным блокбастером, который должен задеть нерв в каждой семье". После премьеры на Нью-Йоркском кинофестивале гуру американской кинокритики, Роджер Эберт в своей хвалебной рецензии отметил, что значение "Женщины не в себе" в том, что этот фильм "даёт нам представление не только об одной конкретной, блестяще созданной женщине, но и о некоторых проблемах выживания в обществе, где очень мало полностью свободных и независимых людей". Может, именно это "почуяли" американские продюсеры и дистрибьюторы и потому создавали всяческие препоны на пути создания фильма и его проката? Впоследствии Роджер Эберт присудил фильму 4 звезды из 4-х возможных и включил его в свой список "Великих фильмов".

-11

В 1975 году фильм Кассаветиса получил две номинации на Оскар: за лучшую женскую роль и за режиссуру. В обеих номинациях фильм уступил, но уступил весьма достойным соперникам: соответственно Эллен Бёрстин в фильме Мартина Скорсезе "Алиса здесь больше не живёт" и Фрэнсису Форду Копполе за фильм "Крёстный отец 2". Но зато Джина Роулендс получила 4 других почётных награды за исполнение лучшей главной женской роли, в том числе "Золотой Глобус" и премию международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне.

-12

Да и в финансовом плане фильм Кассаветиса оказался весьма успешным: при бюджете в 1 миллион долларов фильм только в США и Канаде в первый год собрал более 13 миллионов долларов. Тем самым в очередной раз была продемонстрирована несостоятельность американских продюсеров как бизнесменов: ведь главное, что требуется от бизнесмена - это умение правильно просчитывать риски и прогнозировать спрос. А вот Питер Фальк оказался прозорливее всех американских кинопродюсеров: ради участия в этом фильме он отказался от участия в фильме "День дельфина", который оказался весьма средним и не снискал той славы, которую получила "Женщина не в себе". К тому же, как основной спонсор картины, он оказался и в финансовом выигрыше.

-13

Фильм получил высокую оценку не только у кинокритиков, но и у зрителей: 71% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки 8 и выше. По версии FilmGourmand'а, фильм "Женщина не в себе" имеет рейтинг 8,393 и занимает 366-е место в Золотой Тысяче.

-14