Мало из нас, кто думает о своей смерти, но некоторые творческие люди придумывают себе эпитафии, которые они бы увидели на своих могилах. Например, известный французский писатель Стендаль придумал себе такую эпитафию: “Жил, писал, любил”. Известный и великий русский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн для себя сформулировал это так: “Жил, задумывался, увлекался”.
А надо сказать, что иногда полезно задумываться о смерти и в этом смысле он сформулировал некую свою задачу для своей жизни. Задача эта заключалась в том, чтобы создать теорию кино и кинорежиссуры.
Еще в 1939 году Эйзенштейн нарисовал загадочный рисунок, который назывался "Здание кинотеории". Его отец был архитектором и может быть какие-то архитектурные фантазии приходили к нему во сне. Он нарисовал рисунок, такой макет, план дома, в котором каждая часть этого здания имеет название одной из частей той теории кино, которую он придумывал. Части, которые уже были им разработаны,он заштриховал диагональной линией и внизу написал- 70% готовности. А другие части оставались еще не заштрихованными, значит, что он предполагал обо всем этом подумать, все осмыслить, обо все этом написать.
Поскольку этот рисунок до сих пор никто не мог расшифровать, мы попробуем узнать, что же Сергей Михайлович имел в виду, когда нарисовал этот дом.
Очень многие наши режиссеры, к сожалению, не имели детей, а есть такая фраза, что для того, чтобы жизнь состоялась нужно посадить дерево, построить дом и родить ребенка. Ни у Вертова, ни у Кулешова, ни у Пудовкина детей не было, соответственно деревья за всех за них посадил, тоже бездетный, Довженко.
А вот именно здание теории кино удалось построить С.М.Эйзенштейну. Первая часть этого рисунка имеет подпись “Метод диалектики”. Вы знаете, что в советское время основным философским направлением считалась марксистско-ленинская эстетика и все время говорили о диалектическом материализме, имея в виду законы диалектики Гегеля. И если понимать исходя из этого, многие люди, которые проходили и изучали эту марксистско-ленинскую эстетику, частично она внедрялась с помощью такого насильственного, единообразного способа мышления в Советском Союзе. Поэтому, как правило, после окончания этой эпохи, очень многие слово “Диалектика” воспринимают каким-то отрицательным смыслом.Но это абсолютно не так. Слово очень древнее, произошло оно от древнегреческого слова “Искусство спорить”. Соответственно заложено в это слово понятие конфликта. И проще всего понять этот метод, опираясь на то, что человек всегда происходит от своих родителей, которые тоже находятся постоянно в конфликте. В этом смысле Сергею Михайловичу “повезло”, потому что его родители очень серьезно поссорились в 1909 году, а официально в 1912 году они развелись. И их сложные взаимоотношения, которые достаточно серьезно ранили психику ребенка и оказали влияние на Эйзенштейна в семейных ценностях, и нормальной семьи в течении жизни он не имел.
Развод родителей остался травмой в душе режиссера, но эта надпись, которую он сделал на своем рисунке прежде всего подразумевало, что любое искусство базируется на понятии конфликта. Конфликт и является самым важным критерием не только искусства вообще, но и искусства кино в частности. Поэтому кинодраматурга сравнивают со взбесившимся регулировщиком, который вместо того, чтобы предотвращать аварии, он их устраивает, чтобы зрителям было не скучно.
Сергей Эйзенштейн родился в Риге, где его отец по собственным проектам построил около 50 домов. Это связано с тем, что он совмещал в себе и обязанности чиновника местного муниципалитета и архитектора и мечтал, чтобы и сын его был архитектором. Поэтому он дал сыну очень хорошее образование. сергей почти в совершенстве овладел английским, немецким, французским языками. У отца была огромная библиотека, поэтому все что там было Сергей прочитал. У него были энциклопедические знания. Мама, наоборот, говорила, что не надо перетруждать ребенка и на эту тему были конфликты у родителей. Закончилось все это печально, родители развелись. Сначала мама забрала его к себе, но потом по решению священного Синода было принято отдать ребенка отцу.
Поскольку его очень баловал отец, он себя называл пай мальчиком и поэтому у него сложилась теория что чем лучше он вел себя в детстве, тем хуже он стал себя вести, когда начал заниматься режиссурой.
Любой агрессивный момент в кино, который оказывает психологическое воздействие на людей, иногда эмоциональное воздействие на зрителя, Сергей Эйзенштейн называл аттракционом, а принцип конфликта позволил ему внести свой собственный вклад в идею выразительного движения человека.