Найти тему
Живая история

Алкуин. Труды и итоги.

https://i.pinimg.com/564x/1f/c5/14/1fc5142686d4c6ccca09ee0292893f71.jpg
https://i.pinimg.com/564x/1f/c5/14/1fc5142686d4c6ccca09ee0292893f71.jpg

Окончание. К предыдущей части.

Вот отрывки из этой книжки, наглядно показывающие нам своеобразность средневековой школы:

П и п и н. Что такое буква?

Ал ь б и н. Страж истории.

П и п и н. Что такое слово?

А л ь б и н. Изменник души.

П и п и н. Кто рождает слово?

А л ь б и н. Язык.

П и п и н. Что такое язык?

А л ь б и н. Бич воздуха.

П и п и н. Что такое воздух?

А л ь б и н. Хранитель жизни.

П и п и н. Что такое жизнь?

А л ь б и н. Для счастливых — радость, для несчастных — горе, ожидание смерти.

П и п и н. Что такое смерть?

Ал ь б и н. Неизбежное обстоятельство, неизвестная дорога, плач для оставшихся в живых, приведение в исполнение завещаний, разбойник для человека.

П и п и н. Что такое человек?

А л ь б и н. Раб старости, мимо проходящий путник, гость в своём доме.

П и п и н. На кого похож человек?

А л ь б и н. На яблоко.

П и п и н. Что такое зима?

А л ь б и н. Изгнанница лета.

П и п и н. Что такое весна?

А л ь б и н. Живописец земли.

П и п и н. Что такое лето?

А л ь б и н. Облачение земли и спелость плодов.

П и п и н. Что такое осень?

А л ь б и н. Житница года.

П и п и н. Что такое год?

А л ь б и н. Колесница мира.

П и п и н. Кто её возница?

Аль б и н. Солнце и Луна.

П и п и н. Сколько они имеют дворцов?

А л ь б и н. Двенадцать.

П и п и н. Кто в них властвует?

А л ь б и н. Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.

П и п и н. Что такое чудесное?

Ал ь б и н. Я видел, например, человека, прогуливающегося кверху ногами.

П и п и н. Как это может быть, объясни мне.

А л ь б и н. Отражение в воде.

П и п и н. Почему же я сам не понял, хотя столько раз видел?

А л ь б и н. Так как ты добронравен и одарён от природы умом, я тебе предложу ещё несколько примеров. Послушай. Я видел — мёртвое родило живое, и дыхание живого истребило мёртвое.

П и п и н. От трения дерева рождается огонь, пожирающий дерево.

А л ь б и н. Я видел летящих женщин с железным носом, деревянным телом и пернатым хвостом. Они несли с собою смерть.

П и п ин. Стрела воина.

А л ь б и н. Кто бывает немым вестником?

Пи п ин. То, что я держу в руке.

А л ь б и н. А что ты держишь в руке?

Пи п и н. Твою рукопись.

А л ь б и н. И читай её благополучно, сын мой.

В часы досуга от военных и государственных дел Карл Великий часто собирал вокруг себя образованных людей, которых он выписывал ко двору из разных концов Европы. На этих собраниях читали стихи, спорили о науке и литературе, слушали музыку, обсуждали вновь написанные книги. Алкуин на этих собраниях пользовался особым почётом, как самый сильный в науках и искусствах. Здесь он много раз мог показать свою начитанность и свой ум. Часто случалось, что возникал какой нибудь спорный вопрос, и тогда Алкуина просили прочесть лекцию на эту тему.

Для этих собраний Алкуин написал немало стихов. Он назвал это учёное сообщество, по примеру древности, «Академией», и не раз восхвалял Карла за то, что тот создал «новые Афины». Конечно, всё это было явным преувеличением: в действительности это был довольно скромный придворный кружок любителей просвещения.

В этом учёном кружке Алкуин ввёл в обиход обычай йоркской школы — давать прозвища из римской, греческой или библейской истории.

Это было счастливое время для Алкуина. Уже стареющий наставник пользовался общим уважением и любовью, вращался среди высшего общества, окружённый учениками и слушателями.

Но от спокойной преподавательской деятельности Алкуину приходилось порой отрываться. Карл использовал способности Алкуина на дипломатическом поприще и в других практических вопросах. Постарев, шестидесятилетний Алкуин возмечтал вернуться на родину. Но в Англии тогда разразилась жестокая междоусобная война, и старый учитель нашёл, что спокойнее остаться во Франции.

Он стал просить Карла отпустить его на покой в какой-нибудь монастырь. Но Карл думал иначе. Он эти годы носился с мыслями о распространении образования по всей стране, и Алкуин казался ему нужным для работы, как мы теперь сказали бы, на периферии. Карл назначил Алкуина аббатом богатейшего монастыря св. Мартина в Туре и велел там продолжать свою учительскую деятельность. Алкуину не хотелось туда ехать, но он повиновался королю, и с 796 г. мы видим его организатором школы при Турском монастыре. Отсюда он пишет Карлу :

«Я, сообразно вашей воле и настояниям, тружусь теперь под кровом св. Мартина над тем, чтобы одних услаждать мёдом священного писания, других поить чистым старым вином древней науки; иных я начинаю кормить плодами грамматических тонкостей, а других стараюсь просветить наукою о звёздах, наблюдаемых с вершины какого-нибудь высокого здания... На утре жизни моей, в цветущие годы жизни сеял я в Британии. Теперь же, вечером, когда начинает во мне стынуть кровь, я не перестаю сеять во Франции... Я желал бы, чтобы оба посева взошли» .

Высказанное в этом письме желание Алкуина исполнилось. Многие ученики Турской школы стали известными учителями монастырских и церковных школ Франции, осуществляя заветы своего наставника.

Умер Алкуин в 804 г., но память о нем дожила до наших дней...