Угрозы, застывшие в воздухе, и облака противоречий сопровождают появление «Джокера» Тодда Филлипса, словно густые духи. Опасность - это не то качество, которое часто можно встретить в "отполированных" современных фильмах, и меньше всего в безопасном, дружественном к фанатам мире комиксов.
«Джокер», тем не менее, является расчетливо горючей смесью, созданной, как и его хаос, чтобы вызвать переполох. Провоцировать и искажать. Хотелось бы, чтобы это было так радикально, как заявлялось.
Вместо этого «Джокер» - это завораживающая, ошибочная попытка соединить безумие взволнованного человека с сегодняшними жестокими и клоунскими временами. Это неглубокий, недостаточно изученный фильм, в котором темный спуск беспокойного человека с оперным рвением. То, что это кажется таким знакомым, как предыстории бесчисленных расстроенных боевиков, которые так населяют наши наполненные трагедией газеты, можно рассматривать как мощное и мрачное отражение сегодняшнего дня. Поскольку фильм уже так ударил по нервам, возможно, так оно и есть. Но вызывающий психоз ради предопределенной истории происхождения заставляет «Джокера» чувствовать себя более кавалерным и противоречивым. Его опасность, на самом деле, не глубже, чем грим клоуна.
Шаблон «Джокера» - это не комикс (Филлипс написал фильм со Скоттом Сильвером), а пара фильмов Мартина Скорсезе о извращенных одиночках: «Таксист» и «Король комедии». Филипс снял Роберта Де Ниро, звезду обоих фильмов, в качестве ночной ведущей, чье шоу Артур Флек (Хоакин Феникс), наш будущий Джокер, мечтает сыграть. Филлипс, создатель мужских комедий о подростковом возрасте («Путешествие», «Старая школа», «Похмелье»), поднял Джокера из злодея из DC Comics до антигероя фильма 70-х годов.
Артур, которого мы встречаем - наемный клоун и стойкий подражатель. На открытии сцены он покрывает лицо косметикой перед зеркалом. Его улыбка уже имеет явно вынужденную, неестественную форму. Это кривое внешнее проявление муки Артура. Смех - это признак его беспокойства, вызванного сильными лекарственными препаратами («Все, что у меня есть - это негативные мысли», - говорит он своему сотруднику, занимающемуся социальными вопросами), проблема, которую мы узнаем из детского насилия. Тем, кто странно смотрит на него, он вручает карточку, сообщающую им, что он смеется неуместно, как состояние Туретта.
Мы сразу же оказались в мире, очень далеком от спандексированного мира фильмов о супергероях. Там, где обычно есть поверхностный блеск, в «Джокере», ориентированном на взрослого человека, есть песок и грязь. В Готэме 1981 год, но вымышленный город никогда не был таким безошибочно нью-йоркским, где также проживают Скорсезе Трэвис Бикл и Руперт Пупкин. Из-за забастовки мусор скопился на тротуарах. Сообщения о «супер крысах» попали в таблоиды. Закручивая знак на тротуаре («Все должно идти»), Артур подвергается преследованиям со стороны группы подростков, а затем избивает и грабит в соседнем переулке.
Для Артура все уже прошло. Его жизнь жалкая и безжалостно мрачная. Атур живет со своей матерью (Фрэнсис Конрой). Его слабая хватка на работе ускользает, когда пистолет, который ему дал коллега после ограбления, выскользнул из его штанов, развлекая детей в больнице.
Феникс, среди лучших актеров, работающих здесь, здесь значительно худее, что делает его извилистым и зловещим. Его лицо и движение удерживают фильм вместе. Невозможно полностью отвести взгляд от актера, настолько гипнотически ввергающего себя в персонажа, даже если во всем спектакле присутствует самосознание актерского класса - человек, несомненно, обязан духом трансформации всего тела Хита Леджера в «Темном». Рыцарь ». Но Фениксу также было лучше с такими же разбитыми душами в таких фильмах, как« Мастер »и« Иммигрант ».
Крупный план, улыбки Феникса ужасны. Он задыхается от своего смеха. Он был воспитан, чтобы улыбаться через боль, трагически разводя себя от выражения своих эмоций.
«Джокером» движет не какая-то внешняя сила, а зловещее чувство чего-то плохого, что возникает в нелюбимом Артуре. Завоевав наше сочувствие через бесконечные унижения, мы начинаем болеть за него, чтобы наброситься. Когда он делает это однажды ночью в почти пустом метро (подземный мрак пронизывает весь фильм), Артур тревожным образом самореализовался. Это то, кем он должен быть. И именно этот скачок - от жалости к себе до бессмысленной мести в больном обществе - сделал «Джокер» по праву дискуссией. Вместо того, чтобы окружать ужасающую трансформацию Артура контекстом, альтернативами или лучами света - падают ли они на него или нет - «Джокер» просто добирается до его свободного падения в мании.
Есть момент, когда фильм мог наметить другой путь к более глубокому изучению характера. Вместо этого он продолжает то, что должно произойти, хаос, который необходимо разблокировать, хладнокровным удушением и стрельбой в упор. Боль и психоз Артура были предложены, в конце концов, не для того, чтобы привести к какому-либо пониманию его состояния, а для его насильственного освобождения и для связи с необходимой архитектурой комиксов.
Доказательством видения Филипса является то, что «Джокер» уже стал таким предметом разговора. Конечно, Филипс и Феникс сделали что-то, с чем нужно считаться, и это само по себе делает это смелым исключением в разочаровывающе безопасном жанре. Но его самая большая опасность заключается не в том, чтобы иллюстрировать, а в угождении безумному миру. Вы должны спросить, в конце концов, почему так серьезно?
«Джокер», выпуска Warner Bros., оценен Американской ассоциацией киноискусств в категории R за сильное кровавое насилие, беспокоящее поведение, язык и краткие сексуальные образы. Продолжительность фильма 122 минуты.