- Ты смотри, как быстро они выбили имена наших! Которые погибли.
- Это мемориал в честь Первой мировой войны.
- Но имена-то те же!
- А имена всегда те же...
***
На днях вдруг захотелось снова посмотреть страшно недооценённый и непонятый, мало кем в России любимый американский фильм об ИХ войне. Смотрел я его до этого всего раз и сразу же решил для себя, что "Big Red One" непременно заслуживает почётного места в коллекции. Также рекомендовал его всем, кто любит тему Второй мировой, в качестве прекрасного кино на вечер, и да: вечер 9 мая - не исключение. Что и сделал один мой друг, специально отложив просмотр на День Победы.
Итак, второй раз в жизни посмотрев эту ленту, пытаюсь определить, в чём её соль, в чём её прелесть. Почему это тот фильм, что стоит пересмат-ривать время от времени. И в первую очередь, я думаю, надо сказать: это фильм не только о боевом пути конкретной дивизии Армии США во Второй мировой. Что понятно из названия, что можно прочесть в Вики. Да, Сэмюэл Фуллер снял о том, что сам видел, что сам прошёл. И о людях, с которыми был на разных театрах войны. Но в то же время он снял рас-сказ-размышление о жизни и смерти вообще и о цикличности истории. Нет ничего нового под Солнцем и мы снова возвращаемся на прежнее место. Иной раз судьба может дать шанс переиграть сцену, поступить в этот раз иначе.
Пролог.
Уже пролог фильма полон очевидных символов и даёт зрителю понять: не будет тут залихватских приключений, не ждите комедии и патриотиче-ских речей. Мы видим чёрно-белое прошлое сержанта - простого такого мужика, похожего на нашего Георгия Жжёнова, да и вообще на любого трудягу, рабочего или фермера. Так оно и есть, в общем. Герой Ли Марви-на тут не спасает мир, не побеждает Вселенское Зло. Ничего такого в фильме не будет, никакого пафоса с самого начала. Сержант здесь просто работает. Просто делает Дело.
Вот мы видим его, обычного немолодого уже пехотинца в траншеях, на которого напал конь вороной (!). Крупным планом страшное тело коня, что готов растоптать зрителя. Вот внезапно он возникает и столь же внезапно уносится, безумное видение. И был ли он на самом деле или это и впрямь конь из Откровения? Кто знает...кругом всё призрачно, из дымки выходит несчастная последняя жертва войны и тут же гибнет. А на всё это смотрит измученный, страшный, безглазый Христос. Жучки ползут по мокрому Его лицу, заползают в жуткие пустые глазницы. Дерево словно плоть, Спаситель страшным образом оказывается вдруг также жертвой этой войны. Он ещё появится в фильме, Ему предстоит снова пострадать, круг повторится.
И во всём этом чёрно-белом кошмаре (словно и не реальность это, а декорация театра) лишь одна цветная полоска. Из красной ткани единичка. Она увидит ещё и не такое...
Далее фильм будет водить нас по местам боевой славы дивизии. Одна кампания Второй мировой за другой, снова высадки и наступления, штурм и оборона. Каждый эпизод почти никак не связан с другим, разве что путь немецкого офицера так и будет пересекаться с путями наших героев до самого конца.
Северная Африка, ноябрь 1942
Вот мы уже в море и постаревший сержант сразу же срывает со стенки каюты знаменитое фото Черчилля. Не будет тут громких речей и пропаганды, ребята. Это не тот фильм. Здесь герои ничего не скажут ни о Родине, ни о своём Президенте, ни о том, как важно сокрушить нацизм. Нет, с этого момента и до самого конца парни будут трепаться о насущном - о том, для чего и нужны презервативы, которые они сейчас натягивают на дула своих винтовок, чтобы вода не попала внутрь. Разговоры о сексе и презервативы мы услышим и увидим ещё не раз. Нас тут же знакомят и с главными героями - совершенно обычными ребятами, призванными на войну. Вот писатель, вот фермер, вот художник-любитель малюет карикатуру на обороте большого фото Черчилля. Ну да - это же Люк Скайуокер!! Режиссёр знал, как привлечь внимание к своей картине. Ясные глаза Марка Хэммила - немалое украшение этого кино. Всем фанатам смотреть непременно и обязательно.
Трудно писать обзор и не скатиться при этом в пересказ. Событий в 2,5-часовом кинофильме так много и они сменяют друг друга быстро. Как слайды в аппарате, когда вечером детям показывают диафильм. А зрелищ тут предостаточно. Вот мы смотрим, как всё висит на волоске, мучит неопределённость. Откроют ли французы огонь и уничтожат янки или же нет? А, вот, всё кончилось хорошо. Жертвы есть, увы...а вот уже и день и камера показывает нам древний акведук, а в проёме арки - прекрасное, безмятежное, такое мирное лазоревое море. Вот ребята едят консервы. Вот арабы ведут своих ослов. Вот хитрый паренёк клянчит сигареты. Девочка, словно из греческих мифов. Словно и нет войны, так светел этот день у моря. Кстати, тема гражданского населения в "БКЕ" - одна из самых сильных сторон фильма. Практически в каждом из эпизодов мы видим довольно интересные народные типажи. Сменяется год за годом, дивизия шагает через новые страны, но везде ей рады женщины и дети. Молодые солдаты и их старый сержант - воистину освободители и избавители.
А дальше мы видим очень хорошо снятый, зрелищный бой в античных руинах. Перебежки, броски гранат, крупным планом потные лица солдат и кульминация этого - атака французской кавалерии, в клубах пыли несущейся по арене античного цирка. Класс!
Далее нам показывают зеркальное отражение американских ребят. Таких же парней, только немецких.
Война явно проиграна и лишь фанатик-офицер не смиряется с этим.
А потом мы видим страшный удар немецких танков на знаменитом перевале Кассерин. Как и в советском кино, роль немецких танков исполнили "свои". По той же причине - трудно было достать настоящие.
Танки давят несчастных пехотинцев и обращают их в бегство. Камера быстро показывает ряд коротких сцен: огонь из танковой пушки, курсовой пулемёт крупным планом, пыль и неразбериха, суматошное бегство ... Фуллер честен: дивизия знала и неудачи. Однако наш бравый сержант и его везучие парни всё же воссоединяются и продолжают воевать. Несмотря на все колебания и сомнения. "Мы не убиваем - мы воюем" - утверждает сержант. Это его кредо и он верен ему. Это его работа и прочь сомнения.
Сицилия, 1943 год.
Всем российским зрителям, кто считает, будто до 1944 года Армия США и вермахт не сталкивались в бою на земле Европы, этот фильм напоминает: была в июле 1943 операция "Хаски". Союзники высадились на древней земле Сицилии и среди них была и "единичка".
Пулемётно-миномётное жестокое побоище на берегу, во тьме, беспощадно-правдивая картина быстрой гибели тех, кто не успел. Кто так и остался на песке...а дальше солнечный день, маленький живописный городок, снайпер и не менее живописный мальчик. Что среди этого ужаса твёрдо идёт к цели: во что бы то ни стало довезти телегу с гробом матери. И наши герои, конечно же, помогают ему! А потом и всей деревне, которая благодарит освободителей пышным сицилийским пиром. Яркие краски, торжество жизни, человеческое тепло, что ещё добавить ... Гуманистический фильм.
Франция, Бельгия, Германия, Чехословакия, 1944-1945 годы.
Вот такой выдался далее путь дивизии с красной единицей на шевроне... Нет смысла вдаваться в подробный пересказ всего фильма; скажу лишь, что вторая его половина столь же полна приключений, смертельной опасности, лишений и страданий, шуток и смеха, абсурда и доброта, сколь и первая. Посмотрите, не пожалеете. Один эпизод со штурмом приюта умалишённых чего стоит. Или роды в танке - вы такое видели когда-нибудь в военном фильме, а? Немецкий шпион, зимняя вечеринка, концлагерь ... и Христос. Снова тот же Христос, измученный и истерзанный. Всё повторяется, круг замыкается, всё возвращается и даётся шанс поправить ущерб.
В общем, масса впечатлений для глаза и уха, много пищи для ума и сердца, да и просто прекрасный фильм о войне на вечер! Спасибо Сэмюэлю Фуллеру за его труд! Светлая память всем павшим на войне.