Найти в Дзене
WWI/WWII в кино

"Большая красная единица" Сэмюэла Фуллера, 1980 г. Мнение.

- Ты смотри, как быстро они выбили имена наших! Которые погибли. - Это мемориал в честь Первой мировой войны. - Но имена-то те же! - А имена всегда те же... *** На днях вдруг захотелось снова посмотреть страшно недооценённый и непонятый, мало кем в России любимый американский фильм об ИХ войне. Смотрел я его до этого всего раз и сразу же решил для себя, что "Big Red One" непременно заслуживает почётного места в коллекции. Также рекомендовал его всем, кто любит тему Второй мировой, в качестве прекрасного кино на вечер, и да: вечер 9 мая - не исключение. Что и сделал один мой друг, специально отложив просмотр на День Победы. Итак, второй раз в жизни посмотрев эту ленту, пытаюсь определить, в чём её соль, в чём её прелесть. Почему это тот фильм, что стоит пересмат-ривать время от времени. И в первую очередь, я думаю, надо сказать: это фильм не только о боевом пути конкретной дивизии Армии США во Второй мировой. Что поня

- Ты смотри, как быстро они выбили имена наших! Которые погибли.

- Это мемориал в честь Первой мировой войны.

- Но имена-то те же!

- А имена всегда те же...

***

На днях вдруг захотелось снова посмотреть страшно недооценённый и непонятый, мало кем в России любимый американский фильм об ИХ войне. Смотрел я его до этого всего раз и сразу же решил для себя, что "Big Red One" непременно заслуживает почётного места в коллекции. Также рекомендовал его всем, кто любит тему Второй мировой, в качестве прекрасного кино на вечер, и да: вечер 9 мая - не исключение. Что и сделал один мой друг, специально отложив просмотр на День Победы.

Итак, второй раз в жизни посмотрев эту ленту, пытаюсь определить, в чём её соль, в чём её прелесть. Почему это тот фильм, что стоит пересмат-ривать время от времени. И в первую очередь, я думаю, надо сказать: это фильм не только о боевом пути конкретной дивизии Армии США во Второй мировой. Что понятно из названия, что можно прочесть в Вики. Да, Сэмюэл Фуллер снял о том, что сам видел, что сам прошёл. И о людях, с которыми был на разных театрах войны. Но в то же время он снял рас-сказ-размышление о жизни и смерти вообще и о цикличности истории. Нет ничего нового под Солнцем и мы снова возвращаемся на прежнее место. Иной раз судьба может дать шанс переиграть сцену, поступить в этот раз иначе.

Пролог.

Уже пролог фильма полон очевидных символов и даёт зрителю понять: не будет тут залихватских приключений, не ждите комедии и патриотиче-ских речей. Мы видим чёрно-белое прошлое сержанта - простого такого мужика, похожего на нашего Георгия Жжёнова, да и вообще на любого трудягу, рабочего или фермера. Так оно и есть, в общем. Герой Ли Марви-на тут не спасает мир, не побеждает Вселенское Зло. Ничего такого в фильме не будет, никакого пафоса с самого начала. Сержант здесь просто работает. Просто делает Дело.

Какой типаж!
Какой типаж!

Вот мы видим его, обычного немолодого уже пехотинца в траншеях, на которого напал конь вороной (!). Крупным планом страшное тело коня, что готов растоптать зрителя. Вот внезапно он возникает и столь же внезапно уносится, безумное видение. И был ли он на самом деле или это и впрямь конь из Откровения? Кто знает...кругом всё призрачно, из дымки выходит несчастная последняя жертва войны и тут же гибнет. А на всё это смотрит измученный, страшный, безглазый Христос. Жучки ползут по мокрому Его лицу, заползают в жуткие пустые глазницы. Дерево словно плоть, Спаситель страшным образом оказывается вдруг также жертвой этой войны. Он ещё появится в фильме, Ему предстоит снова пострадать, круг повторится.

Скорбный лик Христа...
Скорбный лик Христа...

И во всём этом чёрно-белом кошмаре (словно и не реальность это, а декорация театра) лишь одна цветная полоска. Из красной ткани единичка. Она увидит ещё и не такое...

Далее фильм будет водить нас по местам боевой славы дивизии. Одна кампания Второй мировой за другой, снова высадки и наступления, штурм и оборона. Каждый эпизод почти никак не связан с другим, разве что путь немецкого офицера так и будет пересекаться с путями наших героев до самого конца.

Северная Африка, ноябрь 1942

Вот мы уже в море и постаревший сержант сразу же срывает со стенки каюты знаменитое фото Черчилля. Не будет тут громких речей и пропаганды, ребята. Это не тот фильм. Здесь герои ничего не скажут ни о Родине, ни о своём Президенте, ни о том, как важно сокрушить нацизм. Нет, с этого момента и до самого конца парни будут трепаться о насущном - о том, для чего и нужны презервативы, которые они сейчас натягивают на дула своих винтовок, чтобы вода не попала внутрь. Разговоры о сексе и презервативы мы услышим и увидим ещё не раз. Нас тут же знакомят и с главными героями - совершенно обычными ребятами, призванными на войну. Вот писатель, вот фермер, вот художник-любитель малюет карикатуру на обороте большого фото Черчилля. Ну да - это же Люк Скайуокер!! Режиссёр знал, как привлечь внимание к своей картине. Ясные глаза Марка Хэммила - немалое украшение этого кино. Всем фанатам смотреть непременно и обязательно.

Такой молодой и уже рыцарь-джедай!
Такой молодой и уже рыцарь-джедай!

Трудно писать обзор и не скатиться при этом в пересказ. Событий в 2,5-часовом кинофильме так много и они сменяют друг друга быстро. Как слайды в аппарате, когда вечером детям показывают диафильм. А зрелищ тут предостаточно. Вот мы смотрим, как всё висит на волоске, мучит неопределённость. Откроют ли французы огонь и уничтожат янки или же нет? А, вот, всё кончилось хорошо. Жертвы есть, увы...а вот уже и день и камера показывает нам древний акведук, а в проёме арки - прекрасное, безмятежное, такое мирное лазоревое море. Вот ребята едят консервы. Вот арабы ведут своих ослов. Вот хитрый паренёк клянчит сигареты. Девочка, словно из греческих мифов. Словно и нет войны, так светел этот день у моря. Кстати, тема гражданского населения в "БКЕ" - одна из самых сильных сторон фильма. Практически в каждом из эпизодов мы видим довольно интересные народные типажи. Сменяется год за годом, дивизия шагает через новые страны, но везде ей рады женщины и дети. Молодые солдаты и их старый сержант - воистину освободители и избавители.

Море прекрасно. Война уродлива.
Море прекрасно. Война уродлива.

А дальше мы видим очень хорошо снятый, зрелищный бой в античных руинах. Перебежки, броски гранат, крупным планом потные лица солдат и кульминация этого - атака французской кавалерии, в клубах пыли несущейся по арене античного цирка. Класс!

Цирк.
Цирк.

Далее нам показывают зеркальное отражение американских ребят. Таких же парней, только немецких.

Просто дети. Вооружённые.
Просто дети. Вооружённые.

Война явно проиграна и лишь фанатик-офицер не смиряется с этим.

Мы с ним ещё не раз встретимся.
Мы с ним ещё не раз встретимся.

А потом мы видим страшный удар немецких танков на знаменитом перевале Кассерин. Как и в советском кино, роль немецких танков исполнили "свои". По той же причине - трудно было достать настоящие.

М51 в роли "немца".
М51 в роли "немца".

Танки давят несчастных пехотинцев и обращают их в бегство. Камера быстро показывает ряд коротких сцен: огонь из танковой пушки, курсовой пулемёт крупным планом, пыль и неразбериха, суматошное бегство ... Фуллер честен: дивизия знала и неудачи. Однако наш бравый сержант и его везучие парни всё же воссоединяются и продолжают воевать. Несмотря на все колебания и сомнения. "Мы не убиваем - мы воюем" - утверждает сержант. Это его кредо и он верен ему. Это его работа и прочь сомнения.

Сержант идёт по Святой земле аки пророк. Африку снимали в Израиле.
Сержант идёт по Святой земле аки пророк. Африку снимали в Израиле.

Сицилия, 1943 год.

Всем российским зрителям, кто считает, будто до 1944 года Армия США и вермахт не сталкивались в бою на земле Европы, этот фильм напоминает: была в июле 1943 операция "Хаски". Союзники высадились на древней земле Сицилии и среди них была и "единичка".

-11

Пулемётно-миномётное жестокое побоище на берегу, во тьме, беспощадно-правдивая картина быстрой гибели тех, кто не успел. Кто так и остался на песке...а дальше солнечный день, маленький живописный городок, снайпер и не менее живописный мальчик. Что среди этого ужаса твёрдо идёт к цели: во что бы то ни стало довезти телегу с гробом матери. И наши герои, конечно же, помогают ему! А потом и всей деревне, которая благодарит освободителей пышным сицилийским пиром. Яркие краски, торжество жизни, человеческое тепло, что ещё добавить ... Гуманистический фильм.

Пир на весь мир.
Пир на весь мир.

А смерть-то рядом ходит...
А смерть-то рядом ходит...

Франция, Бельгия, Германия, Чехословакия, 1944-1945 годы.

Вот такой выдался далее путь дивизии с красной единицей на шевроне... Нет смысла вдаваться в подробный пересказ всего фильма; скажу лишь, что вторая его половина столь же полна приключений, смертельной опасности, лишений и страданий, шуток и смеха, абсурда и доброта, сколь и первая. Посмотрите, не пожалеете. Один эпизод со штурмом приюта умалишённых чего стоит. Или роды в танке - вы такое видели когда-нибудь в военном фильме, а? Немецкий шпион, зимняя вечеринка, концлагерь ... и Христос. Снова тот же Христос, измученный и истерзанный. Всё повторяется, круг замыкается, всё возвращается и даётся шанс поправить ущерб.

Один раз живём. А завтра снова в бой.
Один раз живём. А завтра снова в бой.

Сейчас он увидит страшное.
Сейчас он увидит страшное.

В общем, масса впечатлений для глаза и уха, много пищи для ума и сердца, да и просто прекрасный фильм о войне на вечер! Спасибо Сэмюэлю Фуллеру за его труд! Светлая память всем павшим на войне.