Осторожно, есть спойлеры!!!
В 1988 году вышел графический роман под названием «Убийственная шутка». Главной героиней в этом романе является помощница Бэтмена Барбара Гордон, которая на начало истории носит имя «Бэтгерл». Именно в этом комиксе любимый многими загадочный злодей Джокер совершил первый по-настоящему гнусный поступок. Не то, чтобы до этого его действия были морально привлекательными, но если до этого страдали исключительно незнакомые для нас люди, а действия зловещего клоуна носили философский подтекст, то тут прощение в лице зрителей Джокеру оказалось найти очень сложно.
В «Убийственной шутке» Джокер целенаправленно стреляет в Барбару, от чего у нее парализует ноги и она остается инвалидом. Барбара найдет себя в другом амплуа в качестве «Оракула». Это история о ней, о девушке, которая не сдается после смертельной раны и находит себя в жизни. Находит способ приносить пользу другим способом.
Но как же Джокер? Ведь у него тоже много поклонников. Многим импонировал его безумный стиль. Некоторые люди находили в его действиях смысл и логику. Именно поэтому создатели, стремясь то ли оправдать поступки Джокера, то ли просто ради дополнительной информации и раскрытия столь сложного персонажа, рассказали в рамках комикса отдельную историю про Артура Флека, до того как тот стал общеизвестным злодеем Готэма.
Именно на этой истории и был основан фильм «Джокер», премьера которого состоялась 3 октября. Это не в полном смысле экранизация и даже нельзя сказать, что сценарий написан по мотивам этого комикса. Скорее создатели лишь оттолкнулись от «Убийственной шутки» при создании фильма. Имеется масса отличий.
Во-первых, Артур живет с женой, а не матерью. Работа примерно такая же, но при этом в комиксе Артур иногда занимается криминалом. Не то, чтобы ему это нравилось, просто не хватает денег на жизнь. Про нервный смех мало, что сказано, в фильме на эту тему развернулись куда шире.
Огромное отличие в тайне происхождения клоунского лица Артура. В комиксе он падает в котел с ядохимикатами и после чего его лицо превращается в маску клоуна. В фильме ограничились лишь гримом. Зато в комиксе почти ничего не сказано про то, как Джокер обрел популярность, показана лишь его жизнь до превращения. В фильме нам продемонстрировали конкретную инструкцию, как превратиться из обычного комика в легенду преступного мира.
Сцена с ток-шоу, куда приглашают Артура, имеется в комиксе, но не в «Убийственной шутке», в «Возвращении темного рыцаря».
Там Джокера также приглашают на телевиденье, но только происходит это не до того как Артур обрел популярность, а напротив после того как он прекратил заниматься преступностью, и уже несколько лет был в «отставке». На ток-щоу Джокер также убивает ведущего и не ограничивается только им.
Район, в котором в фильме живет Артур, (Amusemant Mice) также присутствует в комиксе. Именно в нем Джокер пытается довести до безумия Джима Гордона.
«Один плохой день», то есть череда несчастий имеет место, как в комикс, так и в фильме. Но у них примерно иной философский смысл. Если в комиксе это что-то вроде оправдания. Мол, любой может стать злодеем, если поставить его в соответствующую жизненную ситуацию, то в фильме все куда глубже и сложнее. Там нам намекают, что плохие события в нашей жизни не всегда приводят к катастрофам, а напротив, открывают двери перед новыми возможностями. И кстати сцена, где Артур забирается в квартиру к соседке, является явной отсылкой на «Убийственную шутку», поскольку на вопрос соседки, все ли с ним в порядке, Артур отвечает: «Просто у меня выдался очень плохой день».
Если вам понравился фильм «Джокер» то настоятельно советую почитать «Убийственную шутку» или хотя бы просто посмотреть мультфильм.
Одним словом, схожесть фильма с комиксом ограничивается лишь самой идеей и парочкой отсылок.