Найти в Дзене

Как советская власть разрешила жениться монахам и легко устанавливала отцовство

Оглавление
Плакат Л. Обозенко, 1964 г.
Плакат Л. Обозенко, 1964 г.

С момента установления Советская власть стала бороться с религией. Полномочия, которые в Российской империи осуществлялись Церковью - ведение записей актов гражданского состояния (рождения, браки, смерти), отошли к государству.

8 декабря 1917 г. был принят Декрет "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния", который признал законным только брак, зарегистрированный в ЗАГСе. Чуть позднее был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, основанный на той же идее - регистрации брака государственным органом.

С этого времени люди, заключающие брак в церкви, приравнивались к сожителям, а не супругам. Такое сожительство не создавало правовых обязательств (алиментных и иных).

Сохраняли силу только церковные браки, заключенные до 20 декабря 1917 года.

Брак для всех, включая монахов и диаконов

Брачный возраст определялся Кодексом для женского пола в 16, а для мужского пола — в 18 лет.

В указанном возрасте наступало и совершеннолетие детей.

Что интересно, указанный Кодекс устанавливал, что не служит препятствием для вступления в брак монашество и состояние в иерейском или диаконском сане (ст. 72 Кодекса) и не воспрещал вступление в брак лицам, давшим обет безбрачия, даже если лица эти являются представителями духовенства белого (католического) или черного (ст. 73 Кодекса).

В. Коновалов
В. Коновалов

Люди не торопились в ЗАГС

Однако народ потихоньку саботировал новшества.

Многие отказывалось регистрировать свои отношения в ЗАГСе, предпочитая следовать вековым религиозным традициям.

Правда, всё было на так уж плохо, если сравнивать с началом 21-го века. Согласно статистике, число незарегистрированных браков в РСФСР в 1920-ые годы — около семи процентов от всех браков в Республике. А в 2002 г. в России уже около десяти процентов населения состояло в незарегистрированном браке.

Больше всего от непризнания церковных браков страдали самые незащищенные — женщины и дети. На помощь им приходили народные судьи. Ущемление прав сожительниц преодолевалось судьями, которые по зову сердца защищали интересы женщин. Судьи присуждали истцам часть имущества, признавая его созданным за счет общего труда.

Советский плакат к выборам судей
Советский плакат к выборам судей

Расторжение брака

Расторжение брака было возможно как по письменному заявлению, так и по устному заявлению, сделанному под протокол (ст. 82 Кодекса).

Свидетельство о разводе выдавал судья.

Брак расторгался в суде (если между супругами не было согласия) или в органах ЗАГСа - при обоюдном согласии супругов. Этот принцип дожил до нашео времени и действует до сих пор.

Однако даже зарегистрированный брак, согласно ст. 105 Кодекса, не создавал общность супружеского имущества.

Легко решался вопрос об отцовстве вне брака

В рассматриваемое время так же, как и сейчас, отцом и матерью ребенка считались лица, записанные родителями в книге записей рождений.

А вот отцовство вне брака признавалось по иным правилам, более льготным, чем теперь.

Статьей 140 Кодекса было установлено, что забеременевшая и не состоящая в браке женщина не позднее как за 3 месяца до разрешения от бремени подает заявление в местный Отдел записей актов гражданского состояния по своему месту жительства, указывая время зачатия, имя и место жительства отца.

А если ребенок был зачат не от мужа, женщина, состоящая в браке, могла подать такое же заявление.

Предполагаемый отец получал уведомление от ЗАГСа о заявлении. И если в двухнедельный срок не оспаривал в суде заявление матери ребенка, то становился отцом.

В случае спора, в отличие от современного судопроизводства, стороны были обязаны говорить правду и при неисполнении этой обязанности отвечали, как за лжесвидетельство.

Если суд решал, что мать ребенка и предполагаемый отец находились в таких отношениях, "что по естественному ходу вещей именно он является отцом ребенка", признавал ответчика отцом и обязывал участвовать в расходах, связанных с беременностью, родами, рождением и содержанием ребенка.

Когда у одного ребенка несколько отцов😯

Не надо удивляться. Сексуальная революция началась не в 60-ых годах и вовсе не в Европе. Она возникла в 20-ые годы в России в противовес осуждаемому властями ханжеству и религиозным установкам.

Советский плакат
Советский плакат

Послереволюционное время было временем социальных экспериментов. Это нашло свое отражение и в законодательстве.

Статья 144 Кодекса определяла: если суд при рассмотрении вопроса установит, что лицо, указанное в ст. 141, в момент зачатия хотя и было в близких отношениях с матерью ребенка, но одновременно с другими лицами, то суд постановляет о привлечении последних в качестве ответчиков и возлагает на всех их обязанность участвовать в расходах, указанных в ст. 143 (стиль и орфография — из первоисточника).

Оставалось неясным, все ли эти лица должны быть записаны в свидетельстве о рождении ребенка, или любое из ни по усмотрению суда и в каком размере определялись алименты: делились на всех, или каждый из отцов платил всю сумму.

М. Маризе-Краснокутская. Старикам у нас почет! 1956 .
М. Маризе-Краснокутская. Старикам у нас почет! 1956 .

Нетрудоспособность и взаимные обязательства

В то нелегкое время, так же, как и сейчас, нуждающийся супруг имел право на получение содержания от другого супруга.

Если супруг отазывался помогать, нуждающийся мог обратиться в Отдел Социального Обеспечения при Губернском Совете Депутатов по месту жительства супруга — ответчика с заявлением о принуждении его к выдаче содержания.

Проведя расследование и поверив убедившись, что требование справедливо, Собес выносил постановление о выдаче содержания.

Примечательно, что в тот исторический период Советская власть признавала нетрудоспособными, "без представления особых доказательств, не достигших совершеннолетия (18 лет) и мужчин, достигших 55, а женщин — 50 лет" (ст. 113 Кодекса).

Подписывайтесь на канал, а я найду, что еще интересного рассказать. Не буду в обиде за лайки😊