Найти тему
Дети и их родители

Другое образование

«Я люблю свою школу. Я хочу в школу»,

– все родители мечтают услышать эти слова. Однако, очень часто реальность отличается от желаемого, особенно когда дети идут в школу с традиционной системой образования.

https://images.pexels.com/photos/3038369/pexels-photo-3038369.jpeg?auto=compress&cs=tinysrgb&dpr=2&h=650&w=940
https://images.pexels.com/photos/3038369/pexels-photo-3038369.jpeg?auto=compress&cs=tinysrgb&dpr=2&h=650&w=940

Я многодетная мама. 3 года назад, мой старший сын впервые пошел в школу. Тогда я написала в соцсети очень вдохновленный пост. Суть его заключалась в том, что все ругают школу. А я хочу, чтобы у моего сына все было по-другому. Мы отправляемся в светлый путь и будем достойно его проходить....

Потом настали будние дни. У нашего класса была сильная учительница.
Я, как психолог и организатор мероприятий, по максимуму помогала в организации внешкольных мероприятий, тренингов, выездов. У старшего сына была хорошая загруженность, помимо школы. Постарались подобрать те секции, которые ему действительно по душе – рисование, английский, борьба, робототехника. И все вроде бы хорошо, если бы не вечерние уроки. К 8 вечера ребенок уже еле держался на ногах, а в силу домашних заданий, ложились мы не раньше 21.30. Вы спросите, почему не раньше делать уроки? Конечно, мы пробовали разные варианты. Но общий смысл сводился к тому, что желания делать уроки у сына не видела никакого. Единственный интерес сводился к общению в стенах школы с друзьями. То ли с учителем не сложилось, то ли еще с чем. Трата огромного количества времени на то, что радости не приносит, во 2-м классе! Должно ли быть так?

Огромный класс из 30 человек, четкие правила и инструкции. Неправильно клеточки отсчитал – оценка ниже, сделал помарку – оценка ниже. Оно и понятно, когда вас 30, нужно быть удобным, «белых ворон» не любят. Выбор – либо «мышь», либо «ворона».

Что касается меня, то я находилась иногда в полном ступоре. Как может быть не интересна музыка? Окружающий мир? Математика? Я даже приглашала ребенку специально репетитора по каллиграфии. Это же неимоверно завораживающий процесс, писать пером разные тексты, менять шрифт, направление.

Я в свои 31, зачитываюсь сказками, которые читаю детям перед сном. Я посещаю платные занятия по пению, танцам, и массу чего еще! Почему моему сыну не интересно? Что не так-то?
И здесь я начинаю понимать, что есть несоответствие системы образования потребностям времени. Имеющаяся общеобразовательная школа – это старые рамки, которые себя изживают. Мы с вами, как-то сами не заметив этого, стали жить в новом времени, где ценится личность, способная совершать выбор, знающая, чего она хочет и когда. О каких двойках идет речь? Как можно оценивать Пушкина (и его почерк?) Ньютона, Бонапарта, Эйнштейна, Циолковского?
А когда дело доходит до университета, дети впервые становятся перед выбором, который они никогда не делали, ведь в школе его не учат прислушиваться к себе: «А что мне сейчас интересно? Чем я хочу заниматься?».

В этом году мой старший сын, а заодно и средний, пошли в Монтессори- школу «ТалантиУМ». Что я вижу, спустя 3 недели?
Для начала, исчезла «гонка». Мальчики спокойно, с желанием идут в школу. Здесь у них есть свой коллектив из 12 человек, разновозрастной группы от 6-10 лет. Этот момент первоначально был для меня странным, однако потом стала понимать смысл.

Как часто мы слышали в школе нашего детства: не смотри к соседу, не разговаривай с соседом, слушай только учителя, а в жизни мы работаем в коллективе, где у каждого есть свои задачи. При этом кто-то является лидером, а кто-то хорошим исполнителем. В классе деятельность организована так, как мы видим это в нашей жизни. Мы работаем с людьми старше нас и младше нас, мы распределяем задачи между людьми, мы выполняем свою часть задачи или ставим эти задачи. То же самое происходит в жизни Монтессори-класса. Когда дети изучают что-то, то в первую очередь они распределяют роли (это происходит естественным образом): кто будет координатором проекта, кто будет искать информацию, кто готовить плакат, кто обобщать информацию и так далее. При этом немаловажно, что если ребёнок не понял тему, он может пройти её ещё раз или ребёнок постарше может её объяснить.
Что является для меня самым непривычным сейчас это тот факт, что дети каждый день делают выбор, учатся понимать и осознавать, что такое выбор (после общеобразовательной системы сын был в неком ступоре, «я не знаю, чем мне сейчас заняться», «дай мне занятие»). В нынешней школе дети принимают решения и несут за них ответственность. Другая сторона этого вопроса – понимание, что такое работа. После каждого урока учитель даёт время обдумать информацию, исследовать её и обсуждать в группе или с другом, с учителем. Потом педагог предлагает расширяющие занятия по этой теме, которые закрепляют понимание, и тем самым дети учатся работать. При этом они делают это с удовольствием. Все ли взрослые работают с удовольствием?

В школе нет перемен и нет звонков. Дети завершает работу тогда, когда они исследовали процесс до момента полного удовлетворения голода к познанию данной темы. Это помогает им быть сконцентрированными на своей задаче до самого завершения. Наверняка, каждый из вас помнит в своей жизни такой момент школьных лет, когда вам что-то очень понравилось (например, эксперимент на химии), но звенит звонок, и хочешь ты это делать или нет, интересно тебе или нет, ты должен всё убрать и остановить процесс исследования. Вот так и в жизни мы видим примеры людей, которые стартуют бизнес-проект или что-то другое, а потом бросают на середине или уже перед самым завершением. Очень часто это похоже на звонок, по которому интерес у человека пропадает к тому, что он делает.

Мы живем в век информационных технологий и очень большого потока информации. Сейчас можно научиться практически всему, не выходя из дома, но для этого нужно уметь искать информацию и быть сконцентрированным на своей цели поиска.

Этому в школе вообще сейчас не обучают. Дети открывают учебник на определенной странице, которую оглашает учитель, и делают ровно столько, сколько сказал учитель. Потом дети приходят в университет, где им говорят, что теперь 10% времени составляет очная передача знаний, а 90% – самостоятельная работа! Но они не умеют работать без указки, что нужно читать и до какой страницы. И оказывается, что школа даже близко не готовит к этому.

В нашей школе я вижу заинтересованных педагогов, которые стараются заинтересовать детей определённой темой, подготавливающих среду для поиска (книги по этой теме, инструменты для исследования и экспериментов, бумагу и т. д.). И самое главное, педагоги учат их искать информацию: как пользоваться энциклопедией (оглавлением, алфавитным указателем), как выявлять главную мысль в тексте, как конспектировать изученный материал и так далее. Кстати об энциклопедиях: почти у каждого ребёнка дома они есть. Но как часто вы в них заглядывали, когда были ребёнком?

Несомненно, академические знания нужны для развития кругозора и критического мышления. Но! В Гарварде проводят опрос выпускников для отчётности, насколько успешными становят их выпускники. Так вот, провели опрос на тему: «Что вам больше всего помогло в достижении успеха: полученные академические знания или факультативные (спорт, различные клубы, психологическое развитие личности и так далее). Были получены неожиданные результаты: 80% выпускников сказали, что именно личностное развитие помогло им добиться успеха в их жизни. Почему?
Да потому что мы учимся всю жизнь и развиваемся всю жизнь. Но если мы не умеем учиться, если мы не умеем концентрироваться на задаче, если мы не умеем доделывать работу до конца, то мы просто не в состоянии реализовать полученные нами академические знания.

И да, в Монтессори-классе тоже есть академический план работы каждого ученика, но он индивидуален, учитывает интерес ребёнка, он позволяет ему идти настолько глубоко в свой интерес, насколько его туда тянет.
А еще, в силу того, что в Монтессори- школе нет домашних заданий, у детей есть возможность общения с родителями вечером. Мы занимаемся любимыми делами, кружками, общаемся о том, что такое жизнь, как в ней ориентироваться и как достигать успеха, а не о том, сколько упражнений задали по математике.

Мне бы не хотелось, чтобы у Вас сложился идеальный образ Монтессори- школы. Ведь и в ней есть моменты, с которыми важно работать. Есть свои непонимания, которые мы вместе изучаем. Есть ученики, учителя, личности, благодаря которым система существует. Я просто делюсь тем опытом, который прохожу вместе со своими детьми, сейчас, сегодня. А что будет завтра, мы узнаем завтра….