Найти тему

Откровенный разговор о детской депрессии

Оглавление

«Я не хочу писать дневники – их найдут, я не хочу говорить что-либо людям – они не умеют держать секретов, но слезы не могут рассказать всех мыслей, поэтому я возьму перо и напишу письмо миру…

Что чувствуют и чем живут наши дети - мы должны знать постоянно. Но, увы, это крайне сложно только потому, что даже взрослому человеку порой сложно справиться со своими эмоциями, пережить стрессы или потрясения, научиться «договариваться с собой» и поделиться с кем – то своим сокровенным и при этом быть уверенным, что тебя обязательно поймут и поддержать.

Как справиться такой сложной психологической нагрузкой ребенку, особенно если для этого есть веские причины.

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни испытывал чувство эмоциональной подавленности, тревоги, отчаяния и печали. При этом все эти отрицательные эмоции сочетаются со значительным снижением самооценки. Это и есть депрессия.

Это патологическое состояние чаще всего развивается на фоне:

  • стрессов;
  • длительного воздействия различных травмирующих факторов - соматические болезни, эндокринный дисбаланс, усталость и истощение нервной системы;
  • или без видимой причины (депрессия без причины).

В настоящее время депрессивные состояния различной степени считаются самой распространенной патологией психики, как у взрослых, так и у детей, чаще всего в подростковом возрасте.

В детской психоневрологии это связано с нарушением процессов адаптации организма ребенка и изменением полного созревания нервной системы и психической сферы. А также и с учащением возникновения врожденных дефектов нервной системы у детей младшей возрастной группы.

У школьников и подростков большое значение имеют высокие психоэмоциональные нагрузки в школе на фоне дисгормональных изменений в организме с формированием синдрома хронической усталости.

Но на первое место выступает – наследственная предрасположенность возникновения этой патологии.

Кроме этого пусковым механизмом депрессии являются чаще всего острые стрессы или длительного воздействующие на психику нескольких агрессивных факторов.

Это и вызывает постепенные, но значительные сдвиги в психической сфере и нормальном взаимодействии всех органов и систем организма в целом.

Причины депрессии у ребенка

-2

И все же они существуют -  пусковые моменты депрессии:

  • острый или хронический стресс (психогенная депрессия);
  • нарушения эндокринной сферы;
  • органическая депрессия – на фоне органических поражений головного мозга, в том числе и перинатальных энцефалопатий;
  • симптоматическая;
  • алкогольная или наркотическая депрессия;
  • ятрогенная (при приеме различных лекарственных средств);
  • эндогенная (при нарушениях психики).

Важно знать, что эндогенная депрессия (истинные нарушения психики) встречается в 1% случаев.

Чаще всего при маниакально – депрессивном психозе или иволютивных (возрастных) изменениях психики.

Депрессия, связанная с эндокринными нарушениями в организме

У детей в большинстве случаев встречаются депрессии связанные с гормональными изменениями в организме.

Именно эти гормональные «взрывы» или «скачки» и вызывают серьезные нарушения эмоциональной сферы, приводящие к изменению психики, особенно у детей, имеющих генетическую предрасположенность к развитию этого патологического состояния.

Чаще эта патология возникает у девочек - подростков при физиологических изменениях продукции половых гормонов в период становления месячных (взросление).

Лица мужского пола реже подвержены этому виду депрессивных состояний, но заболевание все же может развиться при развитии гормонального всплеска у подростков.

Подростковые депрессии встречаются в 5% случаев среди всех депрессивных состояний, связанных с физиологическими изменениями гормонального фона.

Лидирующую позицию в данной категории занимает послеродовая депрессия.

Важными аспектами развития депрессии на фоне физиологического изменения гормонального фона или гормональных дисфункций является наличие предрасполагающих и провоцирующих факторов в период гормональной перестройки организма:

  • влияние травмирующих агентов (стрессы, непонимание, неурядицы в семье или коллективе, несчастливая любовь);
  • нервное, психологическое или физическое истощение организма;
  • радостное событие (сдача экзаменов, поступление в престижный вуз, рождение ребенка);
  • высокая ранимость психики;
  • наследственность.

Психогенная депрессия

-3

На втором месте среди наиболее распространенных причин депрессии в детском возрасте находится психогенный фактор.

На сегодняшний день психогенная депрессия считается самой распространенной патологией среди всех депрессивных состояний у взрослых пациентов и составляет около 90%  всех видов этого заболевания психики.

Детей мы все же по возможности стараемся оберегать от воздействия этих факторов, но это, увы, получается не всегда.

Этот вид депрессии спускается на второй план из-за преимуществ гормональных перестроек у подростков, но и в том и другом случае стресс является пусковым моментом возникновения патологии.

Поэтому нельзя однозначно сказать какая из двух форм депрессии чаще встречается у детей.

Выделяют два преимущественных пусковых фактора – острый и хронический стресс.

-4

Реактивная депрессия  - остро возникающее расстройство психики в результате воздействия тяжелой психологической травмы:

  • личные трагедии (смерть близкого человека, одиночество);
  • возникновение тяжелых проблем со здоровьем (инвалидность, неизлечимая болезнь);
  • выраженные катаклизмы на работе, учебе (непонимание в коллективе, разочарование после поступления в престижное учебное заведение или невозможность учебы в вузе – отчисление, болезнь, различные семейные обстоятельства);
  • физическое или психологическое насилие;
  • вынужденная миграция.

Как ни странно, но причинами реактивной депрессии могут стать и радостные события в жизни.

В психиатрии и психологии этот феномен носит название «синдром достигнутой цели» - появление симптомов депрессии на фоне достижения долгожданного события, особенно если человек был ранее психологически сконцентрирован только на этот событии.

При этом возникает неожиданная утрата смысла жизни и отсутствие дальнейших планов и целей.

Отличительной чертой реактивной депрессии считается наличие четкой причины (травмирующего агента), вызвавшего яркие эмоциональные переживания пациента и возникновение чувства эмоциональной подавленности.

Причиной неврастенической депрессии является воздействие стрессовых факторов на психику пациента в течение определенного промежутка времени (хронический стресс).

Поэтому пациент нельзя четко определить главный травмирующий фактор.

-5

Это определяется в виде длительной череды разочарований, неурядиц и неудач.

Часто  изначально поломка адаптации проявляется на подсознательном уровне без внешних клинических проявлений заболевания.

Затем у ребенка появляются признаки, маскирующиеся под другие болезни:

  • утренняя головная боль;
  • выраженная слабость;
  • стойкое снижение работоспособности.

И только через определенный промежуток времени появляются типичные признаки депрессии:

  • подавленное настроение;
  • печальные мысли;
  • снижение самооценки.

Выделяют основные факторы риска развития психогенного депрессивного состояния, которое может возникнуть практически у любого человека:

  • пол - женская психика более неустойчива и лабильна;
  • возраст - нестабильность регуляторных механизмов ЦНС, присоединение вегетативных и соматических проявлений, усугубляющих течение психогенных депрессий у детей;
  • индивидуальные особенности.
-6

Но при этом  люди по-разному воспринимают появление в их жизни стрессовых факторов и имеют разные адаптационные механизмы с ними справляться.

Индивидуальные особенности психики, микросоциума и мировоззрения имеют особое значение в вероятности психогенного депрессивного состояния.

К ним относятся:

  • семейная предрасположенность;
  • высокая ранимость психики;
  • перенесенные в детстве психологические травмы;
  • склонность к самоуглублению и самокопанию;
  • соматические заболевания и психологические проблемы;
  • недостаточная психологическая поддержка;
  • особенности характера, усугубляющиеся заниженной самооценкой.
-7

Причин и факторов, которые могут вызвать депрессию у детей очень много. Но наиболее важным моментом является ранняя диагностика и своевременное устранение всех провоцирующих факторов.

Психическое, как и физическое здоровье ребенка – самое важное, что может быть для любящих родителей.

Будьте внимательны к своим детям, ведь иногда за апатией или «ленью» скрывается сложная психологическая драма, с которой ваш малыш пытается справиться самостоятельно.

Многие голоса кричали мое имя, старались затронуть сердце.
А я просто ждала шепот, который заставит меня обернуться.

Старайтесь дошептаться до своих детей – это важно и возможно необходимо именно в этот момент.

врач - педиатр Сазонова Ольга Ивановна