Особый разговор об условиях труда. Он в основном женский, неквалифицированный, ручной, однообразный и не творческий. Оборудование устаревшее. Режим работы неудобный, трехсменный, с «черными» субботами и воскресеньями, без гарантированного ежегодного отпуска, без освобождения от работы по болезни (кроме особо тяжелых случаев), без перевода на более легкую работу в случае беременности, без гарантированной пенсии...Каторжный, как при раннем капитализме, труд на явно убыточном предприятии.
Наконец, «счастливая семья». Существует фольклорная история о том, как известный советский семьевед отправился на поиски счастливых семей и нашел их семь среди 70 миллионов. Сегодня мы уже кое-что знаем о семьях проблемных и неполных, о неудачной семейной жизни алкоголиков и наркоманов, но наши представления о счастливой семье сводятся, как правило, к признанию, что такие есть. Пока еще они не стали предметом специальных научных исследований, а их фотографии и описания в газетах и журналах почему-то непроизвольно заставляют вспомнить аналогичные документы, подтверждающие существование лохнесского чудовища или снежного человека. Обобщенный портрет счастливой семьи выглядит примерно так. Она большая, все друг друга любят, хорошо работают и учатся, вместе играют в оркестре или театральной студии, поют народные песни, летом ходят в походы, зимой в музеи, легко справляются с материальными трудностями, уважают старших, помогают младшим, на фотографии дружно улыбаются... Для большей убедительности приводятся бытовые подробности-с каким вареньем пьют чай, собираясь вечером у самовара, какие цветы высаживают на клумбе возле дома, они сообщают свой адрес и приглашают в гости. Но все равно возникает ощущение того, что все это происходит «в некотором царстве, некотором государстве», тогда как с семьями конфликтными, распадающимися неполными, асоциальными каждый из нас встречается ежедневно и без специального приглашения.
Возникает естественный вопрос неужели после такой рекламы находятся храбрецы, не боящиеся трудностей и готовые ради семьи на подвиг и доблестный труд? Кто они современные Иваны-царевичи и Марьи-царевны? Сколько их и какие они? Убежденных сторонников семьи много, и они очень разные. Но есть среди них достаточно большая и однородная группа сверстников-единомышленников-это юноши и девушки добрачного возраста. Еще не столкнувшиеся с неудачами, они мысленно представляют себя любящими женами и любимыми мужьями, счастливыми матерями и отцами прекрасных детей, самостоятельными хозяевами уютного дома. Они не сомневаются в необходимости создания своей собственной семьи и убеждены в том, что у них она будет хорошая. Оберегая свою мечту, с максимализмом юности они заявляют: «Вы нас пугаете, а нам не страшно».
Неправильно и наивно было бы представлять их хором, поющим в унисон гимн семье. Они видят ее и говорят о ней очень неодинаково, иногда их мнения противоположны, часто не совпадают с нашими. Не будем создавать «наилучшего описания», прислушаемся к их словам и попытаемся увидеть семью их глазами.
Для этого воспользуемся результатами многолетнего исследования, которое проводил автор во время чтения курса лекций по психологии семейных отношений, занятий по «Этике и психологии семейной жизни» для учащихся средней школы‚ техникумов и ПТУ Москвы, вопросами с которыми обращались к нему слушатели результатами дискуссий, которые возникали во время таких встреч.
Большая или малая?
Сколько бы мы ни говорили об отмирании большой семьи, о том, что она сохраняется сегодня только в сельской местности, республиках Закавказья и Средней Азии, многие мои собеседники московские подростки-живут вместе с бабушкой (реже с бабушкой и дедушкой), взрослыми братьями и сестрами, часто уже имеющими собственные семьи. Они, к моему удивлению, совсем неплохо ориентируются в родственных связях, знают, чем отличается сноха от золовки, кто такой деверь и тесть... Правда, при этом не всегда твердо знают, как зовут маминого брата и сколько детей у сестры отца. Однако когда речь заходит об их будущей семье, то становится ясно, что ни для родителей, ни для других родственников в ней места нет.
Оказывается, мало кто из сегодняшних молодых людей предполагает войти в семью будущей супруги или ввести ее в свой дом. Они еще не знают, что развитие семьи отличается от развития простейших и что недостаточно отделиться, чтобы стать самостоятельным. Не думают о том, что только две из десяти молодых семей сразу же после регистрации брака могут жить отдельно от родителей, у остальных такая возможность появляется значительно позже. Не верят в то, что будут обедать у нелюбимой тещи только потому, что свой холодильник пустой, или просить деньги до зарплаты у мамы, молча выслушивая ее мнение о невысоком заработке молодого супруга или неэкономности молодой жены. Все это будет потом. А сегодня они убеждены и достаточно единодушно утверждают, что создание своей семьи заметно уменьшает роль родителей в жизни человека. И свою будущую семью представляют очень просто: супружеская пара + дети.