Как сложилась карьера Алисы Фрейндлих в театре и кино
Театральная карьера Алисы началась в Драматическом театре им. Комиссаржевской в 1957-м году. Там она прослужила 4 года. Потом, по приглашению Игоря Владимирова, художественного руководителя Театра им. Ленсовета, перешла в его труппу. Их творческий союз оказался необычайно плодотворным. Фрейндлих многому научилась у знаменитого режиссера, а Владимир Петрович обеспечил ее таким репертуаром, о котором мечтает любая актриса. Кроме того, в начале 60-х они связали себя узами брака, продлившимся около 20 лет.
Алисе были доступны любые образы — от шекспировской Джульетты, до Малыша в “Малыше и Карлсоне”. На спектаклях с ее участием всегда был аншлаг. На сцене Ленсовета актриса играла 22 года, после чего ушла в БДТ к Георгию Товстоногову, где продолжила свою триумфальную карьеру. А потом наступили 90-е и культурная жизнь в стране замерла. Нельзя сказать, что Фрейндлих осталась не у дел, но уже ничего судьбоносного в ее карьере не случится. В свои 84 года она по-прежнему является примой БДТ им. Товстоногова.
Почему Алису не хотели снимать в кино
Это кажется невероятным, но очаровательную Алису кинорежиссеры находили некиногеничной и крайне неохотно приглашали на съемки. Ее путь в кино начался с проходных ролей еще во времена студенчества, но только в середине 60-х она получила первую значимую роль Маши в трагикомедии Элема Климова “Похождения зубного врача”, где в главной роли дебютировал Андрей Мягков. Фильм вышел в ограниченном прокате и вскоре был положен на полку.
Ситуация изменилась в начале 70-х, после выхода на экран киноальманаха по рассказам Чехова “Семейное счастье”. В новелле “От нечего делать” Фрейндлих впервые исполнила главную роль скучающей барыни.
Затем последовало еще несколько удачных работ: Анна в мелодраме “Анна и Командор”, баронесса в комедии “Соломенная шляпка”, подруга императрицы в исторической драме “Агония”. Поворотным моментом в кинокарьере актрисы стала роль Калугиной в картине Эльдара Рязанова “Служебный роман” (1977 г.)
Режиссер уже дважды пытался снимать Фрейндлих. Еще в 1961-м году он пробовал ее на роль Шурочки Азаровой в комедии “Гусарская баллада”. Помешала неистребимая женственность актрисы, которая по сюжету должна была перевоплощаться в юношу. Отважную воительницу сыграла студентка ГИТИСа Лариса Голубкина. Эта работа принесла молодой дебютантке всесоюзную славу. Потом Рязанов хотел предложить Алисе роль Алевтины в “Зигзаге удачи”, созданную специально для нее, но тогда она ожидала рождения ребенка.
История “Служебного романа”
Сюжет для “Служебного романа” Эльдар Александрович позаимствовал из собственной пьесы “Сослуживцы”. Она была написана в соавторстве с Эмилем Брагинским в 1970-м году и с тех пор успешно шла на сценах многих театров. Еще не приступив к работе над сценарием, он заручился согласием актеров, которых видел главными героями в своей картине — Андрея Мягкова, Лии Ахеджаковой, Олега Басилашвили, Алисы Фрейндлих и Светланы Немоляевой.
Каждый из них был талантливым импровизатором, поэтому в процессе съемок появились незапланированные сцены и диалоги. Материала набралось почти на 4 серии, но, к сожалению, руководство “Мосфильма” не позволило Рязанову сделать многосерийный фильм. Людмила Иванова, сыгравшая активистку Шуру из месткома, умолила режиссера отдать ей пленку с одним из таких вырезанных фрагментов. На ней запечатлен эпизод погони Бубликова за Шурой, после того как он увидел свою фотографию в траурной рамке. Больше ничего не сохранилось. Думаю, что мы, зрители, многое потеряли.
В поисках подходящей экипировки для “Мымры”, Фрейндлих и Рязанов пересмотрели всю гардеробную “Мосфильма”. Бесформенный коричневый костюм, башмаки со стучащими каблуками и ужасные очки (которые один из операторов выпросил у своего отца), превратили изящную Алису в бесполое существо.
Как мы помним, под влиянием любви к незаметному Новосельцеву, Калугина из черствой, непривлекательной особы превращается в восхитительную красавицу с нежной душой. На многих советских женщин чудесное преображение Людмилы Прокофьевны произвело такое впечатление, что они кинулись покупать новые платья и делать прически.
Успех “Служебного романа” был ошеломительным. В 1978-м году фильм стал лидером проката, а через год удостоился Государственной премии РСФСР. На полученный гонорар Алиса купила первую в своей жизни машину.
Фрейндлих сыграет еще много замечательных ролей, лучшими из которых признаны Лидия Жербер в “Старомодной комедии” (в ней актриса снялась со своим супругом Игорем Владимировым), Анна Австрийская в “Д’артаньяне и трех мушкетерах” и его продолжениях, Харита Огудалова в “Жестоком романсе”, провинциальная актриса в “Успехе”, писательница в “Подмосковных вечерах” и т.д.
Пока последней работой в фильмографии актрисы является “Карп отмороженный” (2017 г.), где Алиса Бруновна снялась вместе с Мариной Нееловой и Евгением Мироновым. А продюсером картины стал родной внук Фрейндлих, Никита Владимиров. Это фильм о бывшей учительнице (Неелова), узнавшей, что она может умереть в любую минуту. Она начинает спешно готовиться к смерти и просит о помощи свою соседку и подругу (Фрейндлих).