Наверняка каждому из нас знакома эта ситуация. В разговоре мы что-то говорим, а нас не слышат, понимают все по-своему либо вообще до собеседника наша мысль не доходит. Особенно больно переживаются такие моменты в общении с самыми близкими людьми.
Почему так происходит? Какие факторы влияют на понимание или его отсутствие? В чем могут быть причины?
Мы слишком разные
Первая группа причин относится к характеристикам личности и мышления, определенным качествам и навыкам. То есть довольно постоянным величинам. Они могут не меняться в течение жизни или меняться не очень быстро.
1. У нас разные способы восприятия.
В психологии есть такой термин — модальность. Он означает преобладающий у конкретного человека акцент при восприятии информации.
Визуалу важно зрение и видимые явления, предметы. Аудиалу слова, смыслы. Кинестетику телесные ощущения, комфорт. И лексикон наиболее понятных слов у каждого из них свой.
Есть даже целые тренинги, которые учат специально для улучшения качества переговоров отслеживать тип личности перед собой и говорить на более понятном ему языке.
2. Типы личности.
Существует множество типологий личности. От официально признанных академическими кругами до современных и не до конца изученных. Типология Юнга, Майерс-Бриггс, портрет личности по Р. Кеттеллу, акцентуации характера К. Леонгарда, соционика, эннеаграмма, и целый ряд других.
Каждая из них рассматривает определенные свои аспекты личности.
Но все они сходятся в одном - мы разные.
3. Другая картина мира.
Бывает такое впечатление, что говоришь будто в пустоту? Что у человека будто вообще нет того места в голове, куда наша информация как паззл может поместиться?
И это довольно привычная картина, особенно для высокоинтеллектуальных людей и людей с сильно отличающейся картиной мира. Они могут использовать непонятные для других слова, смыслы и отношения между объектами. Они могут видеть мир совсем иначе, шире или причудливее других. Если вы из таких людей, то вам как раз подходит этот совет "Будь проще и люди к тебе потянутся".
4. На наше сообщение нет ресурсов.
Бывает, что у собеседника просто не хватает чего-то внутри для понимания, даже если он этого хочет. Может быть как устойчивое состояние, а может быть связано с определенными временными трудностями.
- Например, человек устал, сильно хочет есть или спать, и его мозг не переваривает столько информации.
- Он может быть погружен в какую-то сильно заботящую его проблему и вообще не способен в этот момент думать о чем-то другом.
- У него может не хватать энергии даже просто на внимательное слушание, уж тем более на понимание.
Разные бывают ситуации. Нужно уметь видеть эти состояния и не вступать в этот момент в важные диалоги.
5. Навык вербализации.
На понимание влияет еще наша способность ясно излагать свои мысли и проговаривать чувства. Если мы делаем это не очень точно, то даже самый разумный собеседник будет испытывать трудности в общении с нами.
6. Эмпатия.
Эмпатия — способность к сопереживанию и пониманию чувств других. Способность настроиться на внутренне состояние другого человека значительно дополняет текстовую информацию. Если у собеседника не развито это качество, он будет испытывать трудности.
Есть мнение, что текстом мы воспринимаем не более 20% информации, остальное идет через другие каналы, чаще всего неосознанно. Нужно учиться правильно передавать свои сообщения и понимать их при минимальном участи слов.
Влияние отношений
1. Мы не важны, нет уважения.
Когда мы не являемся кем-то значимым для собеседника, когда он нас не уважает и не воспринимает всерьез В этих случаях у него может не хватить мотивации по-настоящему нас понять. Он может сделать вид, поддакивать, но в итоге не готов погружаться в наше видение темы.
2. Отсутствие доверия.
Это другая сторона. Наша информация будет восприниматься в этом случае излишне критично. Или не восприниматься совсем. Убедитесь, что в вашем общении есть хотя бы минимальное доверие друг к другу. Иначе по-настоящему важные разговоры не имеют перспективы.
Ошибки восприятия
1. Иллюзия подобия.
Человек может услышать знакомое слово или представить картину в голове, которая ему знакома. И похожие (но не одинаковые!) явления он может объединить в одно.
2. Влияние личного прошлого.
Собеседник находит пример из прошлого, который на его взгляд отражает ваш смысл. Но это лично его интерпретация.
3. Буквальный взгляд.
Человек слушает именно ваши слова, а не их суть.
4. Влияние эмоций.
Ваше сообщение может затронуть его эмоции и тем самым сдвинуть акценты в восприятии на самые значимые для него моменты. Это сильно искажает информацию.
Вы познакомились с важными моментами, влияющими на правильное понимание друг друга. Конечно, их намного больше. Но даже внимание к этим факторам сильно повысит вашу успешность в общении с любым собеседником!