Всего каких-то 20 лет назад подавляющему большинству россиян было сложно ощутить на себе зиму без снега. Сегодня доступна возможность встретить Новый год на раскаленных песках, омываемых Персидским заливом. Есть возможность избежать ноябрьской слякоти, прогуливаясь в заслуженном отпуске под теплым солнцем Испании. Наконец, спрятаться от заснеженных дорог и февральских вьюг в любой другой не искушенной нашим северным, ставшим культурным явлением – снегопадом.
Но из любого отпуска предстоит возвращаться, и, одевшись теплее идти бороздить заснеженные дороги родного города.
Каждую зиму мы наблюдаем за уборкой городских улиц, магистралей, дворов от снега. После этого предложения, подавляющее число обывателей невольно подумало: «Да, убирают они… из двора не выехать, дороги в пробках». А почему это происходит? Ведь уборочные машины снуют по городу и днем и ночью, но качество уборки во многих районах городов нашей страны по-прежнему заставляет лезть по сугробам, черпая снег, и лезть в интернет, отводить душу в комментариях в адрес дорожно-коммунальных служб.
На улицах своих городов мы видим и новомодные импортные уборочные машины, вооруженные современным навесным оборудованием, видим и пыхтящие на тротуарах старенькие трактора, с привычными нашему глазу с детства плужно-щеточными обвесами. Как давно у нас появилась централизованная уборка улиц?
Говоря об истории, для многих лошадь ассоциируется с крестьянским бытом, городскими извозчиками. Но зимой, город нужно убирать, и лошадь стала первопроходцем, во всех смыслах этого слова, централизованной, механизированной уборки снега в городе.
Перед тем, как использовать снежный плуг на конной тяге практиковалось укатывание свежевыпавшего снега, специально-оборудованными для этих целей катками, запряженных в конную упряжку. После укатывания образовывался привычный для наших северян зимник, который положительно отмечали извозчики – на салазках ехать куда быстрее было в сравнении с повозкой на колесах.
Лошади не привыкать – пропашной плуг сменен на плуг снежный и в путь. А вот для человека это рывок в покорении еще одной составляющей ведения городского хозяйства.
Сегодня мы видим помимо отвалов всевозможные шнекороторные снегоочистители и транспортеры, позволяющие загружать снег с обочины прямо в кузов автомобиля. До этого в середине XIX века дело пока еще не дошло, и снег приходилось загружать вручную в телеги и вывозить к ближайшей реке.
Научно-технический прогресс к концу XIX века начал свой разбег. И когда лошади начали уступать дорогу автомобилям логично стало по-максимуму использовать автомобиль в борьбе со снегом.
Кстати, первые отвалы имели форму клина – ту, что в нашей обыденности называется «бабочкой». Он был цельный, не обладал тем функционалом как современные конструкции, но со своей задачей справлялся не виданными темпами.
Эта форма отвала переметнулась на автомобили с паровозов, и это понятно – на тот момент метельник (скотоотбрасыватель и др. устаревшие названия) был самым подходящим прототипом для конструирования снегоуборочного отвала.
Так началась эпоха централизованной, механизированной уборки улиц от снега.
Время шло, автомобили становились мощнее, трактора появлялись выносливее, конная тяга осталась в глухих деревнях и памяти романтиков. Северные страны, кого географическое расположение балует продолжительной зимой с обильным снегопадом стали все большее внимание уделять конструктивным особенностям снежных отвалов.
В разные годы выдвигались разные требования, как к качеству уборки, так и к скорости проведения работ. Требования, предъявляемые контролирующими органами к подрядным организациям, выполняющих уборку улиц сегодня довольно высоки. В свою очередь, такие дорожники и коммунальщики требования перекладывают на производителей дорожно-коммунальной техники, желая получать современное оборудование, которое будет обладать высоким ресурсом и техническим совершенством.
Для ответа на требования рынка, производители снегоуборочных отвалов постоянно находятся в поиске технических решений, и экономических обоснований. Кроме того производители стараются модернизировать свою продукцию таким образом, чтобы исключить возникновение внештатных ситуаций из-за человеческого фактора (действия или бездействия оператора дорожной машины), повлекших поломку оборудования или причинение вреда окружающей дорожной среде.
Современные отвалы оборудованы различными системами повторения контура дорожного покрытия. Привычные, классические резиновые ножи уже не устраивают ни водителей, ни механиков, ни заказчиков, ни контролирующих органов. Такой резиновый нож, жестко фиксированный на кромке отвала, обеспечивает прилегание к ровной поверхности, и в отличие от стального ножа не вредит дорожному покрытию. Но что происходит с твердой, даже армированной резиной на морозе, при регулярном наезде на незначительные препятствия – бордюры, выпирающие люки, искусственные дорожные неровности? Он трескается, образует неровный контур ножа, а кроме того такие отвалы не обладают никакой амортизацией, и любое столкновение последовательно от ножа, через отвал и подвеску, передается на раму автомобиля или погрузчика.
Современные снегоуборочные отвалы обладают различными видами амортизации, системами повторения контура поверхности. Существуют как минимум 5 вариантов амортизации ножа, от элементарных подпружиненных ножей отвала, подгибающихся при встрече с преградой, до возвратно-поступательных сегментов, работающих в единой плоскости с отвалом.
Также особое внимание уделяется материалам, из которого изготавливают отвалы. Это должен быть симбиоз ударной прочности и легкости, дабы не перегружать излишним весом погрузчик или грузовой автомобиль, увеличивая и без того не малый расход топлива в зимний период.
Кроме того, стоит понимать, на закрытой территории, например во дворах – работа производится прямыми отвалами или объемными снежными ковшами, их задача не согнать снег в бок, а переместить в определенное место – например, на участок загрузки самосвала. На тротуарах и городских дорогах напротив – снег перемещается на обочину. На автомагистралях работают скоростные отвалы, обеспечивающие дальность отброса на рабочей скорости свыше 60 км/ч.
Существуют модульные отвалы, которые показывают безупречную работу, как на закрытой территории, так и на тротуарах и автодорогах. Это так называемые отвалы «бабочки» и сегментные отвалы.
Они при помощи гидроцилиндров могут не только менять угол прямого отвала, но и формировать клин – для прохода однополосных трасс и тротуаров, прямой отвал с боковыми бортами – для перемещения снежных масс по замкнутой территории, и даже выступать снежными объемными ковшами, при компоновке такого модуля с днищем.
Существует множество специфичных отвалов, чья задача прямо противоположна историческому «укатыванию» и создания зимника – грейдерные средние отвалы, задние отвалы с агрессивной режущей кромкой. Средний отвал используется на КДМ (комбинированные дорожные машины) и на тракторах, располагаясь в межбазовом пространстве. Они служат для разрыхления ледяного наката, после того как прошел передний отвал с мягким (резиновым) лемехом. Бывают задние отвалы, монтируются на тракторную подвеску.
Помимо разрушения ледяного покрова агрессивной кромкой, обладая возможностью бокового смещения, они служат для расширения полосы очистки, при использовании модуля в виде увеличительного крыла, увеличивая на половину полосу очистки за 1 проход.
Это максимально сжатый экскурс по истории конструирования, разработки и адаптации такого незаменимого рабочего оборудования как снегоуборочный отвал.