Современные дети растут в совершенно иных условиях, чем росли их родители. Банковские карты, курсы финансовой грамотности, регулярные карманные деньги, Интернет с кучей информации. Есть примеры, когда совсем юные люди уже успели достигнуть финансового успеха. Несколько советов от финансиста Анны Деньгиной, как научить ребенка финансовой бережливости.
Каким является финансово грамотный ребенок
Родительская потребительская точка зрения: этот тот ребенок, которые умеет грамотно считать и тратить деньги, понимает, что они не падают с неба, что банкомат – это не машинка, которая производит деньги.
Потребности безграничные, а ресурсы ограничены. Все остальное – следствие того, как дети различают эти понятия. Нужно понимать, что эмоции очень сильно рулят нашим потреблением. Это все результат профессиональности маркетологов.
С какого возраста формируется осознанность
Маленький ребенок сталкивается с финансами очень рано. Свой первый такой опыт он получает в полутора-два года, когда начинает с родителями ходить по магазинам. Родители уже должны проговаривать тему потребительской корзины с ребенком.
До 4 лет ребенок уже способен выстроить в своей голове систему правильного распределения финансов. Ведь это тоже часть того порядка, к которому его приучают родители. Потом его можно постепенно подгружать задачами по самостоятельному походу в магазин и другими.
Когда следует начать давать карманные деньги?
Как правило, родители начинают давать ребенку карманные деньги, когда он идет в школу и фактически покидает экономический мир семьи. Он сталкивается с первой финансовой задачей – покупать еду в школе.
Это действительно наилучший период, чтобы начать давать деньги на карманные расходы. Это будет стимулировать сына или дочку научится скорее считать.
Как привить ребенку уважение к вещам
Большое количество игрушек у ребенка – это желание самих родителей их иметь, потому что большинство ощущало их дефицит в детстве. Однако позднее родители сталкиваются с тем, что чадо уже не остановить: ему хочется все больше игрушек, и все новые и новые их модели.
Чтобы соскочить с этой иглы, нужно переводить разговоры в денежную плоскость. Смотри, сколько стоит эта Барби? Сядьте и отфильтруйте, чем он пользуется и нет. Продемонстрируйте, каким количеством игрушек ребенок не играется. Не только покупка новой вещи может приносить радость – мысль, которую следует донести в его ушки.
Если понятие цифр еще не доступно
В малом возрасте, например, в семь лет, детям трудно воспринимать мир цифр. Попробуйте поговорить с ними абстрактными понятиями.
Малыш, посмотри, у нас есть зарплата (показываем апельсин). Вот эта часть (отламываем дольку-две) идет на оплату коммунальных услуг, вот эта (следующая долька) – на продукты. Объясните, что для того, чтобы поехать на море летом из каждой зарплаты нужно откладывать часть (дольку апельсина откладываем в сторону).
Первое знакомство с накоплениями и с банком
Посчитайте вместе с ребенком его карманные деньги. Их не хватит, чтобы купить конструктор Лего последнего выпуска. А это означает, что нужно подождать и накопить их, чтобы суммы хватило. Это стимул научится бережно относиться к деньгам и ценить приобретенные за них вещи. Ведь если ты копил на игрушку три месяца, отказывая себе в сладком, то купленную за эти деньги вещь будешь беречь.
Родители ходят сюда, чтобы решить финансовые вопросы. Как работает банкомат? Что такое банковская карта и наличные, в чем разница? Как обезопасить свои деньги? Эти вопросы уже следует начать обговаривать с детьми школьного возраста.