Какие игры любили звезды, когда были маленькими? Чем увлекаются теперь их сыновья и дочери? Об этом мы узнали из первых уст.
Наталья Бочкарева, актриса
– В моем детстве каких только игр не было: и резиночки, и классики. Но любимая – секретики. Мы рыли ямочку в земле, клали туда фантик или еще что-то интересное, а потом осколком стеклышка закрывали. А другие дети должны были найти этот секретик. Еще я любила все, что связано с бегом. Поэтому всегда приходила к финишу первой.
Не могу сказать, что сын и дочка только и сидят в компьютере (Ивану 11 лет, Марии – 10. – Прим. «Антенны»). Мы вместе играем в бадминтон и пионербол. Раньше, в советское время, во времена дефицита, не у каждого ребенка были велосипед, самокат, а теперь есть возможность погонять на сегвеях и гироскутерах (электрическое транспортное средство с двумя колесами, своего рода самокат. – Прим. «Антенны»). Нам приходилось проявлять фантазию, так как ничего не было. Современным детям повезло – столько всего, только выбирай! Когда едем в отпуск, обязательно берем с собой мяч. На отдыхе редко лежим в шезлонгах с телефонами, мы не ленимся и любим активные игры. Обычно купаемся в море, бегаем наперегонки или просто гуляем, осматриваем окрестности.
Марина Ким, телеведущая
– Я неистово играла в резиночку. Ее обычно любят девчонки, но у нас во дворе мальчики тоже здорово прыгали. Мы устраивали соревнования по прыгучести. Обычно резинку держали два человека или ее натягивали между столбиками или палками. Каких только навороченных комбинаций движений не было! Неизвестно, кто их придумал, но они были крутые, причем везде одинаковые. Мы даже ходили в другие дворы, чтобы сравнить. А ведь тогда соцсетей не существовало, Интернета не было, по ТВ это не показывали, но правила знали все. Даже не представляю, как это распространялось. Мы прыгали до одурения весь день. И когда резинка уже висела на шее – так высоко, что не могли выполнять движения, начинали снова. Я занималась художественной гимнастикой с шести лет, так что физически была подготовленной. Но ведь в резиночках дело еще и в способности запомнить и воспроизвести все комбинации. При этом не сбиться и не запутать резинку. Я и сейчас помню все, и могу показать!
В дворовых играх важнее всего командное чувство. Приятно победить, но это не главное. У нас был очень дружный двор в Питере на канале Грибоедова. Такой старый двор-колодец, дом только заселили, и мы все росли на виду друг у друга.
Теперь уже играют мои дочки. Бриане в мае исполнилось четыре года, Дарине в июле будет два. Резинку им дарить рано, пока дерутся в кровь за самокат. Пришлось даже на время его отобрать – такая жесткая борьба. На детской площадке девчонки чаще играют с друзьями в родителей: ты будешь папой и купишь мне настоящий компьютер и мобильник. Вот так!
Конечно, позже приобщатся и к дворовым играм. Они ведь сплачивают в первые коллективы: это и общение, и ссоры, и примирения. Колоссальная школа! Надеюсь, этого у современных детей гаджеты не отберут.
Татьяна Веденеева, актриса, телеведущая
– Я любила играть в куклы. Хотя и было-то их всего две. Одинаковые, но в разных платьях: одно в синий цветочек, другое – в красный. Ведь в СССР не было выбора. Я их кормила, гуляла с ними, укладывала спать, наряжала. В школе на уроке домоводства нас учили шить. Иногда мама разрешала переделывать ее платья, и куклы становились красавицами. Навыки рукоделия мне пригодились в жизни. Когда пришла работать на телевидение, сама сшила себе платье и пиджак.
Еще в детстве я играла в казаки-разбойники. Однажды мне досталось с лихвой. Мы с ребятами разделились на две команды, встали по обе стороны фонтана, окруженного высоким бордюром. Мальчишки прятались за ним, выглядывали и бросали камни друг в друга. Мне, как разведчику, нужно было пройти по «полю боя». И вдруг я получила каменной гранатой в лоб. До сих пор остался шрам. Мама тогда стояла в очереди в магазине. Когда я пришла к ней в крови, она чуть в обморок не упала.
Мой сын Дмитрий (ему сейчас 23 года) никогда не любил игрушки, особенно мягкие. Ему нравилось все разбирать по деталям. Помню, привезла ему машинки из Японии, а Диму очень интересовало, как они устроены. Еще его увлекали сказки. Мы разыгрывали сценки из прочитанного. Например, из рассказа Николая Носова «Живая шляпа», где котенок любил чудить. Придумывали историю, наряды, фантазировали, как можно все обыграть, распределяли роли.
Эдгард Запашный, дрессировщик, директор Московского государственного цирка
– Мы с Аскольдом, как и все цирковые дети, были обречены на постоянную смену коллектива и друзей. Каждые полтора месяца меняли школу и заново знакомились с одноклассниками. При этом всегда стремились дружить. И оба любили командные игры. Летом футбол, а зимой – хоккей. Даже когда у нас не было коньков, бегали по льду в валенках и пинали шайбу. С Аскольдом, как правило, вставали в одну команду, но если чувствовали, что ребята замешкались, то расходились в разные стороны, и каждый выбирал себе игроков. Из-за высокого роста я всегда хорошо играл в футбол, могу сильно ударить с обеих ног.
Моей дочери Стефании шесть лет, Глории – четыре года. И, конечно, мальчишеские развлечения не для них. Но я обрадовался, когда недавно ко мне подошла старшая и попросила научить ее играть в шахматы. Я удивился, но мы уже приступили с ней. Часто гуляем с детьми, свежий воздух хорош для здоровья. Буквально недавно, на 9 Мая, купили с дочками самолетики, и я учил их запускать. Признаться, рад, что детей не захватила эпидемия стрелялок на планшетах, это сильно отличает моих девчонок от племянников. Старшая дочь Аскольда (в браке с Элен Райхлин он воспитывает Эльзу (9 лет) и Еву (8 лет). – Прим. «Антенны») – компьютероман, может часами просиживать за игрушками. Брат понимает, что это нехорошо. Старается что-то придумывать, отвлекать.
Регина Дубовицкая, автор и ведущая программы «Аншлаг»
– Маленькими детьми мы очень любили играть в казаки-разбойники. Тогда я жила в Кишиневе. В нашем дворе стоял заброшенный двухэтажный дом. Когда мне было пять с половиной лет, во время игры я решила спрятаться там на чердаке. Ждала-ждала и заснула. Проснулась от шума, открыла глаза, а передо мной стоит милиционер. Засвистел в свисток и закричал: «Здесь она! Живая!» Оказалось, ребята не смогли меня найти, а я проспала, видимо, очень долго. Родители вернулись, обнаружили, что я пропала, и подняли на ноги милицию. Мне сильно досталось, и больше в казаки-разбойники и другие прятки никогда не играла.
Мнение эксперта
Анна Гарш, психолог:
– Двор – уменьшенная модель окружающего мира, где дети одерживают первые победы, терпят поражения, учатся дружить, общаться. Игры прекрасно способствуют естественной социализации ребенка. А свежий воздух и физическая активность благотворно влияют на иммунитет малыша. Такие игры, как «Съедобное – несъедобное», «Вы поедете на бал?», развивают воображение и словарный запас. Жмурки и «Море волнуется раз» – пространственное мышление, когда дети застывают, изображая фигуры обитателей морских глубин. Дочки-матери относятся к ролевым играм. В этом процессе создается модель семьи, где дети подражают взрослым. Они учатся быть самостоятельными, у них исчезает страх выхода из зоны комфорта под названием «детство». «Лягушка» и резиночки тренируют ловкость, прятки и казаки-разбойники – стратегическое мышление, внимание и память. И конечно, все игры способствуют развитию нравственных качеств: умению поддержать, помочь и взять на себя смелость прикрыть друга.
А еще какие игры были популярными…
В нашем детстве было столько игр! Сейчас они, кажется, остались только в воспоминаниях. А ведь о них зря забыли.
«Горячая картошка»
Участники становятся в круг и перекидывают друг другу мяч. Если кто-то не отбил и уронил «горячую картошку», садится в «котел», то есть в центр круга, и старается поймать пролетающий над головой мяч.
«Бояре»
Игроки делятся на две команды – «бояре» и «молодые» – и, взявшись за руки, выстраиваются напротив друг друга. «Бояре» назначают «невесту» из второй команды. Выбранному игроку нужно разбежаться и разбить цепочку противников. Если ему это удается, он возвращается в свою группу, если нет – команда «бояр» становится на одного человека больше.
«Лягушка»
На стене мелом ставят отметку, в которую нужно ударить мячом, а потом перепрыгнуть через него. С каждым разом отметку передвигают все выше, игрокам предстоит приложить еще больше усилий.
«Царь Горох»
«Прими нас на работу, царь Горох», – просят участники команды того, кто выбран ведущим. «А что вы умеете делать?» – спрашивает тот. «Мы не скажем, а покажем!» – заявляют «подданные». И они должны продемонстрировать без слов, а только действиями ту профессию, которую загадали.
«Вы поедете на бал?»
Так начинается диалог ведущего с участниками. Он старается задать такие вопросы, на которые так и напрашивается ответ «да» или «нет». А игрокам предстоит проявить фантазию и воображение, чтобы такого ответа избежать. Кстати, еще запрещается надевать черное и белое.
Читай также на нашем Дзен-канале:
Какими они были! Хлюпики, ставшие голливудскими мачо
4 самых влиятельных клана в российском шоу-бизнесе
Возрастные и незамужние: старые девы Голливуда