Найти в Дзене
Притамбовье

В поисках привидений и клада. Чем привлекают местных и туристов старинные усадьбы

Родовое гнездо Тулиновых

В середине XVIII столетия поселение на реке Мошляйке заинтересовало воронежского купца Якова Васильевича Тулинова. Здесь совместно с московским купцом Михайло Олесовым они построили небольшую суконную фабрику (на её месте теперь размещается приборостроительный завод «ТВЕС»).

На средства сына Якова Тулинова - Михаила - была построена деревянная Успенская церковь, и поселение приобрело статус села. А сын Михаила, носивший имя деда, - Яков, выстроил здесь каменную церковь с колокольней. Словом, село процветало и расширялось. А на высоком берегу Мошляйки возвышалось родовое гнездо Тулиновых…

Жив дух далёкого времени

После основания суконного производства село стали называть Лесная Фабрика. Позднее встречались и другие названия, такие как Лесная фабрика Тулинова, Лесная Тулиновка на Цне, а к началу XX века за селом прочно утвердилось его современное название — Тулиновка.

Для своего имения Яков Васильевич выбрал высокий правый берег речки Мошляйки, где выстроил одноэтажный кирпичный дом с хозяйственными постройками. Кстати, по одной из версий, похоронен основатель и первый владелец Тулиновки здесь, на территории своей усадьбы. Правда, местонахождение его могилы установить не удалось. Не сохранилось и изображение основателя промышленного села.

Как пишут Е. Комягина и Л. Пучнина - авторы книги «Русские провинциальные усадьбы XVIII - начала XX века», Тулиновское родовое гнездо обустраивалось в полной гармонии с природой. Дом был похож на куб, но, к сожалению, пристройки второй половины двадцатого века значительно исказили его облик. Цокольный этаж - с прочными красивыми сводами и вписанными в расходящиеся линии треугольником, мрачной лесенкой, ведущей в жилую часть дома. Парадный вход в бельэтаж - с широкой лестницей в традиционные для дворянского дома залу, гостиную, кабинет - просторные, светлые, с высокими потолками. Библиотека, судя по сохранившимся экземплярам, соединяла в себе технические и гуманитарные интересы его обитателей. Жилые комнаты для домочадцев - антресольные, низкие, их легко натопить зимой, из окон дома - вид на нижний пруд.

В наши дни внешний облик барского дома всё ещё передаёт свои благородные исторические черты. Сохранились внутри и лестницы, и парадный вход, и даже большой камин. Конечно, советская эпоха внесла свои краски, которые изменили первоначальный облик дворянского интерьера. Тем не менее, дух далёкого времени в этих стенах чувствуется, несмотря на различные социальные «прописки» ряда социальных учреждений и многочисленность обитателей.

Поколения хозяев

При Якове Михайловиче это уже был двухэтажный каменный дом на высоком цоколе, построенный в стиле позднего барокко. Стены фасада здания отделаны кафельной плиткой и богато декорированы. Рядом с домом находились каменный флигель, конюшни, многочисленные хозяйственные постройки. На территории усадьбы был посажен красивый парк-сад.

-2

Младшая дочь Якова Михайловича Софья Яковлевна была ребёнком с ослабленным здоровьем и впоследствии заболела чахоткой (туберкулёзом). В барском доме стали часто бывать врачи из Тамбова, которые рекомендовали больной девушке усиленное питание и прогулки в саду. Лечение шло с переменным успехом. Периодически она чувствовала себя лучше, строила планы на будущее, но болезнь взяла своё. Софья умерла в 1877 году.

Как пишут авторы книги «Тулиновка - вчера, сегодня, завтра» А. Баранов, Л. Мусатова и Ю. Щукин, в конце XVIII века последним фактическим владельцем усадьбы и хозяйкой большого суконного производства стала дочь Якова Михайловича, Вера Яковлевна. Кстати, старожилы вспоминали, что село в те времена было самым красивым местом в губернии: Вера Яковлевна Тулинова-Рогоза приказала всем жителям села у дворов посадить цветы.

После смерти мужа (в 1884 году) она отстранилась от фабричных дел, передоверив производство своим управляющим. Последним из них был Роберт Мунд, немец по происхождению. Это деловой, предприимчивый человек, принятый на работу по рекомендации. Он обеспечивал производственную деятельность и порядок на фабрике, а также в обширной тулиновской усадьбе. Вскоре Роберт Эрнестович женился на Варваре Смирновой, горничной, которую Вера Яковлевна удочерила и сделала своей наследницей.

В 1835 году за особые заслуги перед Отечеством Тулиновы были зачислены в шестую часть родословной книги российского дворянства. Признание рода столбовыми дворянами происходило по всем правилам - «фабрикантам и купцам, удостоенным дворянского достоинства», даётся диплом и фамильный герб. Изображение на геральдическом щите двух орлиных крыльев, серебряного дуба, сабли и мушкетона возвестило России о рождении новой династии аристократов.

Часы не остановились

В 1916 году последняя хозяйка имения Тулинова-Рогоза скончалась при невыясненных обстоятельствах. Для расследования причины было заведено уголовное дело. К чему оно привело - история умалчивает. Так, со смертью Веры Яковлевны завершилась более чем 160-летняя история пребывания Тулиновых на Тамбовщине, но и поныне в рассказах и воспоминаниях местных жителей с именами разных поколений Тулиновых связано много легенд и загадок…

Судьба потомков этого рода в настоящее время неизвестна. Память о Тулиновых и его славных детях хранят название села, плотины и пруды на речке Мошляйке, бывший усадебный дом с земельным участком, могилы в семейном некрополе у стен бывшей Успенской церкви и отдельные вещи семейства.

В доме тулиновских пенсионеров Забавниковых сохранились огромные настенные часы фирмы «Георг Винтерхальтер», которые до революции принадлежали семейству Тулиновых и впоследствии были проданы с аукциона за 5 рублей. Часы примечательны тем, что их мастера описал Салтыков-Щедрин в книге «История одного города», а когда они вышли из строя, их починил известный часовой мастер С.К. Соловей. С тех пор часы ни разу не ломались и исправно отсчитывают время.

Век запустения после расцвета

После революции усадьба Тулиновых была национализирована. Вскоре Мунд, его жена и двое детей покинули Тулиновку. По воспоминаниям старожилов, первый раз о Роберте Эрнестовиче вспомнили в 1933 году, когда сгорела суконная фабрика, якобы подожжённая его друзьями, оставшимися в России после революционного переворота 1917-го. И ещё - после Великой Отечественной войны, когда Мунд, будучи уже глубоким стариком, якобы просил у местных властей разрешения посетить Тулиновку, в чём ему было отказано.

Государству перешёл особняк фабриканта Тулинова, все монастырские здания, торфоразработки и лесные массивы. По словам краеведа и основательницы Тулиновского исторического музея Людмилы Мусатовой, вскоре после революции в имении была создана библиотека. А местные жители, желающие заполучить барское имущество, тянули жребий. Порой доходило до абсурда. Например, семья, которая в ходе жеребьёвки получила большой шкаф, просто не смогла внести его в свой дом, поэтому позже его продали.

Кстати, Людмила Мусатова долгое время просила отдать здание барского дома под музей, но её просьба так и не была услышана. А ведь оставшиеся предметы мебели Тулиновых можно было разместить на своих прежних, законных местах. Более того, в настоящее время в фондах хранятся книги, именные ноты, фотографии, журнал мод 1905 года, монеты царской чеканки. Одним из экспонатов является небольшой резной столик, его сотрудники выменяли на полированный образец советского плотничества, а также стул тех времён.

В 1933 году национализированное имение было передано в систему здравоохранения и служило местом для оздоровления и лечения. В бывшем барском особняке действовала амбулатория. Тулиновская земля издавна славилась своим чистым воздухом, природой и необычайно целебными родниками. Как раз один из них находится у подножья холма, где и расположена усадьба.

-3

Великая Отечественная война внесла свои неизбежные коррективы. В первый год войны бывший особняк Тулиновых отдали беженцам. В 1942 году было решено здесь разместить детский противотуберкулёзный санаторий. После переселения беженцев в здании сделали восстановительный ремонт. Многочисленные помещения особняка приспособили для размещения в нём до 150 больных туберкулёзом детей и организации их лечения.

Важным элементом оздоровления был прекрасный Рогозинский парк с беседками, сооружениями для климатолечения, площадками для подвижных игр. Кстати говоря, ещё в 1912 году в этом парке было открыто 72 источника и родника минерализованной воды. Санаторий находился в этих стенах на протяжении долгих лет, вплоть до сложных времён перестройки.

В 1992 году, после развала Советского Союза, в здании бывшей барской усадьбы расположился филиал детского реабилитационного центра «Росинка». Центр помощи детям и подросткам находился здесь на протяжении долгих 15 лет. В 2007 году филиал был упразднён, здание освобождено и три года бездействовало. В 2010 году бывшее имение Тулиновых областная власть передала на баланс предприятию ОАО «Тепличное». Сейчас здание пустует и, к сожалению, постепенно ветшает. Для его восстановления требуются большие материальные затраты.

А был ли клад?

Среди местных жителей бытует легенда: когда Роберт Мунд и его семья бежали из страны, они не смогли увезти с собой все семейные реликвии и драгоценности и спрятали их в подземелье под имением. Согласно другой легенде, это подземелье проходит глубоко под рекой.

Несмотря ни на что, ещё находятся охотники за легендарным кладом Тулиновых. Не столь давно один из приезжих очень интересовался усадьбой и имением, возможно, он хотел бы приобрести их. А может быть, является прямым потомком самого Роберта Мунда и желает вступить в права наследования поместьем и тем самым неизвестным кладом. В общем, по селу ходит немало историй, которые обрастают в народе слухами, как это всегда и бывает. А местные мальчишки, к слову, пытаются пробраться в барский дом, чтобы увидеть привидения бывших господ, которые, по рассказам местных жителей, сюда возвращаются.

Авторы Елена Луканкина и Юлия Сапожникова

Фото Алексея Бучнева