Найти тему
Mstories

Авианосец из льда

Звучит, мягко говоря, удивительно, не так ли? Но такой корабль действительно разрабатывался во время Второй мировой войны, проект назывался "Хабаккук" (от англ. Habakkuk, то есть Аввакум). Идея принадлежала британскому кораблестроителю Джеффри Пайку, служащему в штабе объединённых операций. Название отсылает нас к Библии "Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали», Аввакум 1: 5.

Фото www.wonderfulengineering.com
Фото www.wonderfulengineering.com

Возникновение столь амбициозной концепции было обусловлено сугубо практическими соображениями. Корабли снабжения, идущие из Канады в Великобританию, часто подвергались атаке фашистских подлодок в тех районах Атлантики, куда не долетали, существующие на тот момент, самолёты, способные противостоять немецким субмаринам. Из-за нехватки алюминия и стали, было невозможным строительство авианосцев для сопровождения кораблей.

Джеффри Пайк, размышляя над возможными вариантами выхода из ситуации, решил, что можно использовать лёд. Изначально он предложил отделить крупную часть айсберга, подготовить на его поверхности взлётно-посадочную полосу, а внутри его сделать полым для того, чтобы там можно было укрыть самолёты. Именно в таком виде идея была передана Луису Маунтбеттену (Начальнику отдела совместных операций), а тот в свою очередь доложил о проекте "Хабаккук" Черчиллю, которого это предложение привело в восторг.

Фото www.twitter.com
Фото www.twitter.com

В ходе подготовки к реализации проекта в 1942 году Пайк вместе со своим другом Джоном Десмондом Берналом (британский физик) обратились к Максу Перуцу (британский биохимик) за консультацией на предмет того, каким должен быть кусок айсберга, чтобы он мог успешно справиться с ролью авианосца в атлантических условиях. Перуц поспешил огорчить энтузиастов, лед, говорит, во-первых, недостаточно прочен для таких целей и будет деформироваться, а во-вторых, у айсбергов есть такая особенность, что большая часть их массы находится под водой, а торчит только верхушка, слишком маленькая для взлётной палубы, к тому же они имеют пагубную привычку опрокидываться.

Казалось, что на этом можно забыть про ледяной корабль и заняться чем-то более реалистичным. Но внезапно Пайк придумал замораживать смесь воды и древесной массы, получившийся материал был гораздо прочнее обычного льда и медленнее таял, детище назвали в честь создателя - "пайкерит". Макс Перуц снова приступил к исследованиям и, уже традиционно, обнаружил проблему. А именно, огорошил тем, что Пайкерит будет постепенно провисать, если его не заморозить до -16 градусов Цельсия, что подразумевает необходимость наличия на корабле мощной морозильной установки и сложной системы труб и воздуховодов. Но это уже было решаемо и никого не остановило.

Фото www.du2016-grp079-02.blogspot.com
Фото www.du2016-grp079-02.blogspot.com

Опытный образец был построен на озере Патриция в Канаде, он был 18 метров в длину и 9 м в ширину, нужная степень заморозки поддерживалась односильным двигателем. Испытания сразу привели к пересмотру прежних расчётов насчёт прочности, в смесь необходимо было добавить больше древесины, а весь корпус усилить стальной арматурой. Бюджет на строительство авианосца вырос с 700 000 до 2,5 млн фунтов стерлингов.

Планировалось построить корабль до 1944 года. Но это так и не было сделано. Пайк разругался с американскими коллегами и был отстранён от участия в проекте. Американцы продолжили работу, но требования к авианосцу со стороны Адмиралтейства возросли, он должен был быть торпедостойким, а значит толщина корпуса не менее 12 м толщиной, должен был предусматривать взлёт тяжёлых бомбардировщиков, то есть нужна взлётная палуба не менее 610 м в длину. Изначально планировалось, что поворот будет обеспечиваться только работой двух двигателей с обеих сторон, а теперь требовали установку руля, что с учётом 30-метровой высоты корабля так и не было концептуально проработано. В то время, как происходила вся эта бюрократическая возня, появились новые авианосцы, а самолёты стали летать дольше и дальше, разрыв в сопровождении на маршруте кораблей снабжения в Атлантике перестал быть актуален, а постройка ледяного авианосца стала нецелесообразной. Официально проект "Хабаккук" был закрыт в декабре 1943 года.

Подписывайтесь, ставьте лайк! :)

Магазин, в котором найдётся всё по самым лучшим ценам!