Эсте Лаудер раздавала бесплатно пробники дорогих духов и кремов. Это был рекламный ход; понравился даме крем, она купит себе баночку за большие деньги. И еще получит маленькое удовольствие от бесплатного пробника. Или капелька духов в стеклянной колбочке понравится даме - она флакон купит, даже если духи очень дорогие. Прекрасный ход придумала великая Эсте.
Только вот люди иногда путают "пробник" и флакон. И приходят с двумя ведрами сразу. Для духов и крема. А пробник недоуменно вертят в руках и чувствуют себя оскорбленными. Как же так? Почему так мало? И почему нельзя налить духи в ведро задаром, если капельку даете бесплатно? Если капля стоит ноль, то и бадья стоит ноль, правильно? А вы требуете какие-то баснословные деньги за бесплатные духи и крем. Выжига вы противная.
Вот поэтому сто раз подумайте, прежде чем предлагать свой труд или продукт даром. Прежде, чем им угощать. Если он вам обошелся дорого, если вы вложили силы и знания, талант и умение, очень хорошо подумайте. Потому что люди сердятся потом, когда вы им говорите, что это стоит столько-то и столько-то. Вы же это бесплатно делали и делаете. За что платить-то, если это ничего не стоит?
Это как провести бесплатную лекцию или выложить бесплатную статью; обязательно придут те, кто будут считать вашим долгом и прямой обязанностью их бесплатное консультирование и лечение. А проведете бесплатное консультирование, на вас рассердятся, когда вы скажете, что теперь вашу работу надо оплачивать. Теперь консультации платные - вот ведь какой вы обманщик… Помоете бесплатно пол или окна - ну, те, кому вы их помыли, не заплатят вам ни копейки потом. Им будет неприятно слышать, что вы за бесплатную услугу требуете оплату. И уборщицу они закажут за большие деньги в клининговой компании. Где им сразу озвучат цену.
Сами, конечно, решайте насчет "пробников". Если речь о креме, может, это разумно. И если речь о нормальных людях. А если речь о вашей работе и о людях с бездонными ведрами - трижды подумайте, чем ваша щедрость кончится.
Анна Кирьянова