Начало
На рубеже семидесятых годов 20-го столетия в стране возникла необходимость создания крупного топливно энергетического комплекса в Западной Сибири. Экстремальные условия региона, масштабы и сжатые сроки, отведённые на его освоения, требовали принципиально новой стратегии и новых технологий.
В труднодоступном месте, заболоченном, зоне вечномерзлых грунтов, строителям предстояло развернуть речные и железнодорожные перевалочной базы, расчистить многокилометровые зимники для переброски техники, заложить фундамент форпоста газодобытчиков – город Надым.
Главнейшим этапом было осуществление непосредственного выхода на месторождения, создание промышленной базы грузовиков, строительства небывалых по мощности газовых установок.
Все задуманное было уникальным экспериментом, проводившемся впервые в отечественной практике, и требовала как от учёных, так и от специалистов-производственников смелых, неординарных решений, от рабочих – полной отдачи сил и высокого, профессионального мастерства.
Эксперимент прошёл удачно
Экспериментальность было присуще и завершающему звену производственной эстафеты – транспортировки газа потребителям. Требовала концентрации, сил и средств единого специализированного министерства.
Именно потому 20 сентября 1972г. было образовано министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности. Отрасль формировалась просто: в частности, финансирование не могло полностью обеспечить потребности строительства.
Генеральной схемы управления строительством в отрасли по западной Сибири был определен курс на создание крупных специализированных организаций по направлениям работ. Тогда решением совета министров СССР от 1 июня 1973г. В составе «Миннефтегазстроя» СССР была организована территориальное главное управление по строительству магистральных газопроводов в западной Сибири – глав «Сибтрубопроводстрой» местонахождение в городе Тюмень.
Строителям газовой магистрали предстояло учиться прокладывать в заболоченной тундре и вечно мерзлых грунтах подземные трассы западной Сибири, осваивать сварку труб почти полтора метрового диаметра, искать способы удержания груза газопровода в земле, оберегая трубы от всплытия.
Опыта в этом деле у строителей вековой трассы не было. Им предстояло добыть этот опыт, обозначив тем самым новую веху в строительстве трубопроводных магистралей.
Запланированный объем строительства нельзя было выполнить без использования новой техники, нестандартных методов организации работ, которые также опирались на новую технологию, машины, оборудование. Все это нужно было решить в предельно сжатые сроки.
Главы « Сибтрубопроводстрой» прошли проверку, и были внедрены многие новые системы организации и технологии строительства трубопроводов в сложных условиях тюменского севера.
1970-й 1980-й годы стали важнейшим периодом строительства магистральных трубопроводов. В СССР сформировалось новая самостоятельная транспортная отрасль народного хозяйства – единые нефтегазовые снабжающие системы страны.
Развитие сети трубопроводов опережала прирост добычи нефти и газа. Поразительное достижение в трубопроводном транспорте стало одним из важнейших составляющих создания западносибирского комплекса, где произошло не просто наращивание мощностей, но были достигнуты большие качественные изменения.
История не знает таких темпов строительства в подобных масштабах. И в настоящее время западносибирский нефтегазовый микс определяет судьбу топливно-энергетического баланса и благополучия России, а трубопроводная «артерия жизни» надёжно работает.
Всё это делают люди. Для нескольких поколений советских людей западная Сибирь стала местом доблести, ударной работой, строкой в географической биографии. Это сотни тысяч людей, преимущественно молодёжь, которые трудились на краю земли, чтобы добывать и поставлять нефть и газ в Родине.
Север создал немало трудностей, но в тоже время дал возможность каждой отдельной личности раскрыться, проявить наиболее сильные качества, героизм. Север закалил людей и подарил обществу десятки тысяч прекрасных рабочих и сотни талантливых руководителей.
Документальный фильм и фото материалы помогут лучше понять образ рабочего человека, который трудился не ради наград и славы, а на благо отечества. Имена работников севера «трубопроводстроя», прошедших непростой путь к нефти и газу, не должны быть забыты потомками, фильм будет служить родине ещё многие годы.
Этот фильм о вас, об особой трассе жизни, сформировавшей ваши судьбы. Вы совершили и совершаете подвиг, который по плечу только уникальным, талантливым, мужественным и величественным людям низкий поклон всем вам.