Для примера возьмем один год из жизни крестьян Малороссии в начале ХIХ века. По сравнению с крестьянами северной части Российской империи, о жизни которых мы рассказывали здесь, здесь и здесь, на юге было сытнее, вольнее и в целом благополучнее, тут и климат вам нормальный и чернозем, и как следствие, питание более разнообразное.
1 января, Новый год. Молодежь ходила по хатам и горстями раскидывала хлебные зерна с пожеланиями хорошего будущего урожая (а на севере в это время народ думает как дотянуть муку до весны).
2 февраля, Сретение. Закликали весну, девушки собирались на проталинах и пели особые песни (на севере весну не ждут еще очень долго).
За Сретением наступает Масленица, и у малороссийских крестьян на этот день был припасен способ как прознать кто из соседок -ведьма!!! Записывайте!!! На Прощеное воскресенье надо взять кусок сыра (неожиданно, а на севере вот сыры-то не распространены) и три дня его носить во рту,а потом зашить в рубаху и носить весь Великий пост.
Ведьма придет за сыром в Великую субботу, но ей нельзя его давать, иначе умрешь!
На Великий пост приходился праздник Сорока мучеников, на который пекли жаворонков. Дети приносили в школу учителю согласно обычаю 40 бубликов.
На Пасху к церкви подвозили целые телеги, груженные снедью.
В каждом доме в этот день на столе были поросенок жареный, колбаса (и снова неожиданно), кулич или "паска" по-украински, крашеные яйца. И это у простых крестьян, у зажиточных "панов" уже 2-4 кулича из превосходной муки на масле, яйцах, сахаре, сырная пасха, пара поросят, один жареный,а второй еще и фаршированный кашей и печенкой, два ягненка, один из которых фаршированный миндалем, изюмом и рисом, окорок ветчины и окорок буженины, свиной фаршированный желудок (привет Шотландия и ее хаггис), голова борова с глазами из маслин, колбасы: кровяные, простые и печеночные, масло, сыр, сметана, лук и крашенные гусиные, куриные яйца. Напитки: несколько сортов водки и наливок, водка с перцем, кардамонная, сливяновка, малиновка, рябиновка.
На Троицу, приходившуюся на май или начало июня, украшали двери домов ветвями деревьев, а пол в доме и перед входом посыпали осокой и аиром. Из-за происков русалок девушки не выходили в поле одни и не купались (XIX век, христианство вроде как во всей красе, а от "мавок" носят за пазухой полынь).
На Спас начиналась жатва ржи, из нее плели венки, пели и несли в церковь святить яблок, груши, мед.
1 сентября на Симеона Столпника начинали заготавливать соления, снимали с бахчи арбузы, дыни и тыквы.
К Покрову ( 14 октября) все полевые работы заканчивались.
Гадать начинали рано, уже в Рождественский пост. Девушки хотели узнать кто будет их суженым. Самый верный способ: напечь сдобные булочки и назвать их именами предполагаемых женихов, затем запустить в дом собаку, какую она первую булочку съест, тому и быть женихом.
25 декабря на Рождество, колядующие ходили по домам с фонарем в виде месяца или звезды, пели колядки,а так же носили по домам кукольный театр (вертеп).
На столе в каждом доме были кныши - круглые пирожки с разными начинками, пироги, колбасы, начиненные кашей, вареники.
Комменты, лайки и подписки приветствуются) – будет круто!