Более 1000 лет в Греции существует религиозный центр особого типа: полуостров Афон с его общиной частично причудливо расположенных монастырей. Важность этого загадочного общества в средневековье будет теперь подчеркнута в высокоразвитом исследовательском проекте. Конкретно речь пойдет о том, как Афон был связан с внешним миром в то время, какую роль сыграло богатство монастырей и как появилось положение, действующее и по сей день: женщины не имеют доступа на полуостров.
Афонский полуостров с одноименной горой образует восточный из трех "пальцев" северной греческой области Халкидики. В районе размером с Мюнхен находятся 20 православных монастырей и небольших поселений, некоторые из которых, кажется, цепляются за скалы. Они образуют монастырскую республику Афон, которая до сих пор имеет особый политический и правовой статус в Греции. Около 2300 монахов живут там по строгим правилам, и община также отделена от внешнего мира.
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО имеет очень интересную историю: после первых поселений в IX веке все больше и больше монахов из разных регионов мира стекались в отдаленное "Царство Божье" у подножия святой горы Афон. Помимо того, что Афон был пристанищем для православных верующих, он также стал плавильным котлом для народов восточного Средиземноморья и России. Более того, община была менее уединенной, чем можно было подумать: Монастыри во многом были связаны со средневековым миром и обладали обширными владениями. На протяжении всей истории монахи культивировали сложные отношения с Византийской империей, правителями Балкан, Кавказа, Южной Италии, а затем Османской империей.
Какое историческое значение имел Афон?
Ученые Захари Читвуда из Университета Йоханнеса Гутенберга в Майнце теперь хотят более подробно разобраться в сути этих взаимосвязей. Взамен на это группа получила значительные финансовые вливания: Европейский исследовательский совет финансирует проект в размере 1,5 млн. евро. "Впервые мы проведем всестороннее исследование роли монастырских общин на горе Афон в качестве независимых актеров в средневековом обществе Восточного Средиземноморья", - говорит Читвуд. Ученые говорят, что проект может изменить наше отношение к Атосу.
Источниками их исследований являются файлы и документы из монастырских архивов. Читвуд и его команда изначально хотели создать сбор данных за период с 850 до 1550 года. Все монахи, жившие в этот период на Святой горе, а также все благодетели и посетители, будут занесены исследователями в базу данных. По приблизительным оценкам, это может быть от 10 000 до 20 000 человек. Тем не менее, Читвуд говорит: "Мы хотим включить в эту базу данных любого человека, который имел какое-либо отношение к горе в течение этого периода". С помощью этой базы данных мы сможем проанализировать, как средневековая монастырская община Афона была интегрирована в более крупные сети экономических интересов, церковного руководства, интеллектуального обмена и меценатства", - объясняет историк.
"Швейцарский синдром" и "Женский вопрос" в фокусе внимания.
Таким образом, исследователи надеются узнать больше о тигровом характере Афона. Ясно одно: почти у каждой православной группы был свой монастырь на горе Афон. "Но до сих пор развитие этого великого этнического разнообразия остается неясным в течение определенного периода времени", - говорит Читвуд. Они также надеются получить представление о роли богатства Афонских монастырей. До позднего средневековья эти монастыри обладали самыми большими земельными владениями в византийском мире. Их земли находились не только в Греции, но и во всем Балканском регионе. По мнению ученых, возникает своего рода "швейцарский синдром": монастырская республика гора Афон, очевидно, сформировала своеобразную налоговую гавань, в которую состоятельные слои населения могли выгодно вкладывать свои богатства.
Сравнения с текстовыми отрывками, переписанными около 220 лет назад, доказывают, что про них писали в учебниках Филодема. «Некоторые отрывки были легко идентифицированы», - сообщают ученые. Это позволило, среди прочего, исправить некоторые ошибки в старых стенограммах. Но еще более захватывающим является то, что гиперспектральные изображения также выявили некоторые ранее не обнаруженные отрывки текста. «Таким образом, мы обнаружили некоторые совершенно новые части текста», - сказали исследователи. А также на фронте появились новые открытия: записи не только сделали ранее видимый текст более четким, но также выявили многочисленные ранее невидимые заметки на полях.
По мнению исследователей, третьим важным аспектом станет изучение истории известного регулирования Афонского сообщества: До сих пор женщинам запрещен въезд на полуостров, и даже домашним животным женщинам запрещен. Пока точно неизвестно, в каком контексте и почему запрет был введен. "Наша цель - понять исторический фон и конкретные обстоятельства, а также исключения, которые действительно имели место", - сказал Читвуд.