"Атлант расправил плечи" - это роман-антиутопия американской писательницы русского происхождения Айн Рэнд, впервые опубликованный в 1957 году. В творчестве писательницы роман занимает особое место. Айн Рэнд считала его самым важным романом в своей жизни. "Атлант расправил плечи" считают "библией для предпринимателей".
Клянусь своей жизнью и любовью к ней, что никогда не буду жить ради другого человека, и никогда не попрошу, и не заставлю другого человека жить ради меня.
Книга, при чтении которой негодуют все: и социалисты, и капиталисты, и все, кто хоть мало-мальски смыслит в экономике. Но обо всём по порядку.
Приступая к чтению романа, я была в предвкушении, ведь уже слышала о книге много хвалебных отзывов. Да и как может быть плохой книга, которую назвали "американской Библией"? Но глубже и глубже погружаясь в мир, описанный Айн Рэнд, единственной моей эмоцией было искреннее недоумение.
Автор рисует нам мир, в котором к власти пришли социалисты. После чего в этом мире все пошло из рук вон плохо. Айн Рэнд доказала, что можно написать талмуд на социально-экономическую тему нисколько не разбираясь ни в первом, ни во втором. Несостоятельность идей, описанных в "Атланте" очень подробно разбирается в статьях многих авторов. Я же пишу отзыв как простой смертный, который понимает в политике и экономике не больше самого автора, и просто ждёт от книги, что она будет интересной. Но моим ожиданиям не суждено было оправдаться. Приведу несколько примеров:
Отвратительные герои. Да, прямо так жёстко, потому что они действительно отвратительны. В защиту романа многие говорят, что деление на хороших и плохих героев в книге доведено до такого абсурда намеренно, мол, это гротеск, а вы ничего не понимаете. А я считаю, что автор не предвидела в своих читателях аналитических способностей, поэтому как в детском саду разделила всех на хороших и плохих. На протяжении всего романа мы знакомимся с гениальными предпринимателями, которые невероятно красивы, стройны и имеют ясный взгляд и проч. и проч. От этих героев начинает подташнивать уже к середине первой части, а их, на минуточку, аж целых три! Так что сладко не будет. Отдельно хочу выделить бесконечно прекрасные монологи, которые подчас растягивались на 20 и более страниц. Огромная простыня текста наполненная самолюбованием и громкими словами с большой буквы. Монологи вызывали только одно желание - немедленно застрелиться уже на середине этого пафосного издевательства.
Любовные линии. Да, да они там есть, правда за неимением второй супергероини в книге, все любовные линии будут с ней. Но все в рамках приличий, конечно. ЧСВ наших героев раздуто настолько, что даже диалоги между "влюблёнными" выглядят как бред сумасшедшего, словно говорят они сами с собой. Кстати, своею уникальностью и непонятостью настоящих гениев главные герои спокойно объясняют свои измены и совесть их за это не терзает. Ведь они такие классные, просто их не оценили. Отдельная тема для разговора, это садисткие наклонности в любви у главных героев. Достачно вспомнить как главная героиня получает по лицу от своего молодого человека за неуместную шутку, и считает синяки на своём теле после ночи с возлюбленным, при этом блаженно улыбаясь. Романтично, не правда ли?
Атлантида на минималках. Место, в которое съезжаются все непонятые и неоценённые бизнесмены, называют Атлантидой. Вероятность существования такого места, конечно, вызывает сомнения, но больше всего меня удивляет другое: в Атлантиде нет рабочего класса. Совсем. Отсутствует. Автор утверждает, что со всей работой справляются наши гении. Как Джон Голд мог устраивать жизнь поселения и заниматься хозяйственными делами, если 12 лет работал на Дагни Таггерт? Как Франциско Д'Анкония заправлял делами на медеплавильнях и одновременно создавал себе имидж ловеласа, проматывающего деньги своих предков? А наша супергероиня, попав в Атлантиду собирается строить железную дорогу. Видимо собственными руками.
Есть два романа, способные изменить жизнь 14-летнего любителя книг: «Властелин колец» и «Атлант расправил плечи». Один — детское фэнтэзи, часто вызывающее пожизненную одержимость по
отношению к ее нереалистичным героям, ведущее к эмоционально отсталой и социально искалеченной взрослой жизни, неспособности разобраться с реальным миром. В другом, конечно, есть орки.
В конце хочу добавить, что роман "Атлант расправил плечи" - это самое большое литературное разочарование в моей жизни. Это примитивная, однобокая пропаганда, которая выдаёт себя за художественную литературу, не имея при этом никакой художественной ценности.