Найти в Дзене
Плёнки и винил

Скандалы и фанаты: приключения советского меломана

Продолжаем публикацию воспоминаний провинциального поклонника зарубежного рока Владимира Морокова из Сыктывкара. Как в 70-х жили группы, игравшие рок, как их запрещали за нетрезвые выступления и какие страсти творились на танцплощадках. Это восьмая часть. Первая здесь. Вторая. Третья. Четвёртая. Пятая. Шестая. Седьмая Группа без названия Уже в самом конце учебного года, примерно в июне 1975-го, я получил предложение играть еще в одной группе. Как сейчас вспоминаю, у этой группы не было названия, причем никого из участников это особо не напрягало. Меня взяли по рекомендации моего большого приятеля по «балке» Коли Филимонова, тоже студента-медика. Лидером группы был Олег Казей, дипломированный инженер-электронщик. Он играл на гитаре и скрипке, в которую был встроен то ли микрофон, то ли звукосниматель. На бас-гитаре Женя Елизаров, меломан и коллекционер фирменного винила. За ударными был Коля Рямзин, очень добродушный, высоченного роста, наверное, никак не меньше двух метров. На электро
Оглавление

Продолжаем публикацию воспоминаний провинциального поклонника зарубежного рока Владимира Морокова из Сыктывкара. Как в 70-х жили группы, игравшие рок, как их запрещали за нетрезвые выступления и какие страсти творились на танцплощадках. Это восьмая часть.

Первая здесь. Вторая. Третья. Четвёртая. Пятая. Шестая. Седьмая

Группа без названия

Уже в самом конце учебного года, примерно в июне 1975-го, я получил предложение играть еще в одной группе. Как сейчас вспоминаю, у этой группы не было названия, причем никого из участников это особо не напрягало. Меня взяли по рекомендации моего большого приятеля по «балке» Коли Филимонова, тоже студента-медика.

Пермь, 1970-е
Пермь, 1970-е

Лидером группы был Олег Казей, дипломированный инженер-электронщик. Он играл на гитаре и скрипке, в которую был встроен то ли микрофон, то ли звукосниматель. На бас-гитаре Женя Елизаров, меломан и коллекционер фирменного винила. За ударными был Коля Рямзин, очень добродушный, высоченного роста, наверное, никак не меньше двух метров. На электрооргане играл Женя Ханжин. В группе была девушка Галя Шакирова, невысокого роста татарка с очень хорошим, скорее блюзовым, голосом и отличным английским произношением. Все ребята работали инженерами на различных пермских заводах, которых тогда было бесчисленное множество, а Галя преподавала английский язык в Пермском университете, по-моему, на филологическом факультете. Разумеется, музыка была для всех не больше, чем хобби, но зато какой силы! Не играть каждый из нас просто не мог, и этим было все сказано.

Ко мне участники группы отнеслись очень благожелательно. Я начал с роли ритм-гитариста, соло исполнял Олег. Мы играли несколько советских песен, «Conquistador» и «Locomotive Breath» прогрессив-групп Procol Harum и Jethro Tull соответственно.

Исполнение каверов таких групп меня поначалу больше всего и удивило, ни с чем подобным я раньше не сталкивался. Галя пела эти песни с великолепным английским произношением (еще бы – как-никак преподаватель английского).

Наша репетиционная база располагалась на каком-то заводе, в районе Военторга и гарнизона недалеко от Южной дамбы. Мы часто и тщательно репетировали, затем несколько раз выступили, играли также и на свадьбах. У нас было много инструментала, иногда Олег солировал на скрипке. Почти сразу же меня экипировали немецкой полуакустической гитарой «Musisma», сработанной в ГДР. Гитара была у меня все лето 1975 года, до каникул, и я постоянно практиковался. Пару раз мы выступили, уже и не помню где. Затем наступила пауза, связанная с драматическими событиями в моей жизни. Скажу лишь, что в эту группу я вернулся двумя годами позже, в 1977 году.

Пьяные медвежата

Я оказался дома в середине осени 1975 года. Место для приложения своих гитарно-вокальных дарований нашел очень быстро в ДК «Металлист», в дублирующем составе ансамбля «Медвежата».

Вот этот ДК
Вот этот ДК

Его много лет тому назад создал Михаил Бреккель, этнический немец, каких было довольно много в те годы в наших краях. Михаила знала вся тогдашняя рок-тусовка Сыктывкара – Гусь, братья Орловы и практически все другие музыканты. У него были родственники в ФРГ, которые периодически присылали ему фирменный винил западных рок-групп. Лично я держал в руках винил (две пластинки) рок-оперы The Who «Tommy».

Я не знаю, что побудило Бреккеля так назвать свой ансамбль, но внешне он был очень крупной комплекции, и чем-то напоминал медведя. Администрация Сыктывкарского механического завода (СМЗ), на котором работал Михаил, всесторонне поддержала своих музыкантов, приобрела для них все необходимые инструменты и аппаратуру.

Когда в 1973 году был достроен ДК «Металлист», «Медвежата» заняли в нем свое законное место. Это были серьезные и профессионально играющие музыканты. В составе ансамбля помимо традиционных гитар были клавиши и саксофон. Их репертуар состоял из советских песен, но кое-какие каверы западных рок-групп они тоже играли. Они играли на танцах в «Металлисте», в этом же ДК всегда проводились концерты, сопровождавшие все праздничные мероприятия. «Медвежата» неизменно на них выступали. На танцы в «Металлист» всегда ходило очень много молодежи. Однажды «Медвежат» даже показали по местному телевидению.

Их дублирующий состав состоял всего из трех человек. Леня Ильюшенко (бас) неплохо пел, за ударными был Саша Соловьев, последний уже в то время был ярым поклонником тяжелого рока, особенно «тащился» от Black Sabbath. К тому времени уже появились (у меня уже тогда был этот винил), пожалуй, лучшие альбомы этой группы – «Sabbath Bloody Sabbath» и «Sabotage».

Мы приступили к репетициям, и уже вскоре довольно неплохо выступали – помимо «Криденса» (я приехал с готовыми навыками исполнения песен этой группы из Перми), который к тому времени уже выходил из моды, мы играли некоторые инструментальные фрагменты из композиций тех же Black Sabbath, Wishbone Ash. Играли также кое-что из Budgie, Nazareth, Christie, я пел все это на английском. Леня где-то достал для меня очень хорошую полуакустическую «Музиму», но модель была какая-то другая, звучала куда лучше, гриф был удобнее.

Для дублирующего состава всего из трех человек достигнутые менее, чем за два месяца результаты были более чем приличными. Наша игра произвела впечатление и на основной состав «Медвежат». Так продолжалось до середины января 1976 года.

В новогодний вечер 31 декабря 1975 года в ДК «Металлист» с музыкантами из основного состава случился большой конфуз. Все они (за исключением Александра Попова, басиста и вокалиста) явились настолько пьяными, что были практически не в состоянии играть. Саша Попов в тот злополучный вечер был где-то на рабочей смене и оказался непричастен к происшедшему. Во время концерта «Медвежата» еще пробовали что-то исполнить (это выглядело ужасно, один из них упал прямо на сцене вместе со своим инструментом), но играть на танцах, которые были назначены на 1.00 уже первого января наступившего 1976 года, были физически не в состоянии. В ДК «Металлист» был объявлен антракт с 23.00 31.12.1975 до 1.00 01.01.1976 – всем дали возможность отлучиться, чтобы встретить Новый год где-нибудь в домашних стенах.

Где-то в СССР: встреча Нового года
Где-то в СССР: встреча Нового года

Спасать ситуацию пришлось нам, дублирующему составу. В отличие от основного, мы бы были абсолютно трезвыми, разве что бегали домой встречать Новый год, где выпили по бокалу шампанского. Мы все трое присутствовали при конфузе. Мы играли примерно до трех часов, ночи, очень устали, практически исчерпали весь свой репертуар. Кое-что сыграли по нескольку раз, в самом конце играли черт знает что, чуть ли не «Цыпленок жареный». Это, однако, подвыпившему пляшущему пролетариату именно это больше всего и пришлось по душе. Директриса ДК упрашивала нас играть дальше, сказала, что заплатит, и «разберется» с основным составом «Медвежат». Я почти валился от усталости и понял, что единственный разумный выход из создавшегося положения – бегство. Я вышел через основной вход якобы ненадолго покурить, через запасной мне вынесли гитару и пальто.

Был большой скандал, «Медвежат» уволили, а басисту и вокалисту Саше Попову поручили набрать новый состав. Он сразу же остановил свой выбор на мне в качестве «лидер-гитариста» (так он меня представлял). Кроме того, в состав новой группы включили Толю Стененкова по кличке «Стеня». За ударными был Андрей Машковцев, очень хороший барабанщик, он четырьмя годами ранее играл в нашем школьном ансамбле.

Мы в течение менее чем недели после пары-тройки репетиций уже неплохо подыгрывали Саше Попову – он пел те же песни, что и в прежнем составе «Медвежат», но на этот раз без саксофона и клавиш. Зато я от души «сдобрил» исполняемое своими «фирменными» соло-пассажами с потяжками, местами играл и слайдером. Все это придало звучанию группы какой-то другой, более свежий и роковый драйв. Мы получали даже какую-то зарплату за свою игру. Еженедельно играли каждую субботу и воскресенье. Часто собирались и на неделе по вечерам, когда надо было разучить и отрепетировать что-то новое. Так продолжалось до июня 1976 года.

С нами тоже приключались неприятные ситуации, связанные с пьянством. Несколько раз в дымину пьяным являлся Стеня, и был способен только дремать в репетиционной комнате, будучи прислоненным к стене. Нам приходилось играть втроем, что, впрочем, практически не отражалось на качестве музыки. Однажды, когда на улице стоял тридцатиградусный мороз, мы с братом под руки привели Стеню спать к нам домой. Он жил где-то в микрорайоне Строитель и было ясно, что в таком состоянии домой к себе не доберется, просто замерзнет.

Еще один casus belli приключился в канун 8 Марта.

-4

Тогда тоже были назначены танцы, но до этого у нас был «междусобойчик» с очень красивыми девушками из танцевального коллектива нашего ДК «Металлист». Мы, основательно накачавшись вином, вышли играть…Играли и пели ужасно. После исполнения двух песен у меня вырубилась гитара, и я играл на другой, которую навесил на себя не сняв неисправную. Так и играл, обвешанный двумя гитарами… Потом, примерно через неделю в газете «Молодежь севера» появилось письмо некоей студентки. Она сообщала, что они с подругой пришли на танцы в «Металлист» и были неприятно удивлены поведением музыкантов, которые были пьяны и кричали в микрофоны хриплыми голосами. В этой связи администрацией ДК было проведено целое служебное расследование, по его итогам нас как следует приструнили.

-5

Мы играли «подшофе» и несколько позднее, не помню точно когда в Доме политического просвещения, где проходил какой-то Пленум ВЛКСМ. Там еще показывали документальный фильм про БАМ, который тогда был у всех на устах. Мы играли перед его показом. Присутствовавший там ответственный за культуру обкома КПСС Вокуев пожурил нас: как же можно являться на такие мероприятия в нетрезвом виде? Вообще, это был очень интеллигентный и порядочный человек, который как в силу занимаемой должности, так и воспитания говорил то, что нравилось далеко не всем. Он, кстати, вполне мог просигнализировать в ДК «Металлист» о нашем «подшофе», но не сделал этого.

Все-таки следует заметить, что хотя пьянство и имело место, на первом плане стояли все-таки исполнительское мастерство и уважение к аудитории. О наркотиках тогда вообще никто не слышал.

Бегство от поклонниц

Кроме ДК «Металлист» танцы были в ДК «Строитель», где играла, пожалуй, лучшая тогда в Коми АССР рок-группа «Второе дыхание». В отличие от нас, эти ребята играли более тяжелую музыку – каверы Deep Purple, Uriah Heep и других групп в том же стиле. Они доводили молодежь до визга и часто были вынуждены покидать ДК через черный ход на заранее заказанном такси. Они спасались от экзальтированных и доведенных до экстаза поклонников и поклонниц, готовых растерзать их на сувениры. Совсем как битлы и роллинги, круто!

-6

Ребят даже вызывала в гости на собеседование «контора». Там им говорили, что вы пагубно влияете на молодежь. На другие группы КГБ особого внимания не обращал, там больше старались мониторить фарцовшиков, распространявших фирменный винил. Одним из таких, попавших «под колпак», был Хиппи.

К началу лета 1976 года танцы в обоих ДК прекратились, наступили каникулы. Зато заработали танцплощадки сначала в Кировском, а затем и в Мичуринском парках. Я играл в последнем, поскольку жил в доме прямо напротив него. Танцев в Кировском парке тем летом после июня практически не было, поскольку старую деревянную танцплощадку разобрали, а «сковородку» из кирпича еще построить не успели.

То, что там происходило до конца августа можно назвать непрерывным «джемом». Там успело поиграть очень много музыкантов, всех уже не помню, среди них – отличный клавишник Эдуард Цвингер со странной кличкой «Орхида». Заметен был Виктор Трубецкой, игравший на бас-гитаре. Позднее, к сожалению, он стал более известным в криминальном мире в котором имел кличку «Труба». В джеме принимали участие также барабанщик Игорь Скоров, Павел Коврижко и Александр Модин из «Второго дыхания». Павел играл на басу, имел отличные вокальные данные в смысле исполнения тяжелого рока. Александр Модин был виртуозным соло-гитаристом, который постоянно оттачивал и совершенствовал свое мастерство. Он, безусловно, в этом амплуа был лучшим, и вряд ли кто-нибудь тогда (да и сейчас, пожалуй, тоже, Александр до сих пор играет) вообще мог с ним тягаться.

Как оказалось впоследствии, лето 1976 года оказалось последним, когда в мичуринском парке играла живая группа.

Читайте также на канале:

Группы, скопировавшие стиль Led Zeppelin

Группы, которые звучат как Creedence Clearwater Revival

Много групп, которые звучат как The Doors

Экзотические каверы на Deep Purple

Каверы на Black Sabbath со всего света

Битломания и мир: фотосвидетельства

Мир без битломании: художественные произведения

«Битлз» и Япония

Советские песни, где незаметно цитируются мелодии битлов

– Москва 60-х: впечатления английского корреспондента. Часть 1 и

часть 2