В традиционной Японии не делалось различий между изобразительным и декоративным искусством - керамика, лак, текстиль и тому подобное. Все считались одинаково действительными формами художественного выражения. Даже предмет повседневной жизни считался произведением искусства.
Сегодня этот акцент на дизайне и мастерстве продолжается. Многие японские художники переняли стили и приемы, популярные в Европе и США. Но традиционные формы искусства остаются важными.
Скульптура.
Большинство скульптур, сделанных до середины 1800-х годов, были объектами поклонения, выставленными в храмах и святынях. Статуи буддистских богов и родной синтоистской религии были наиболее распространенными. Но сходства известных монахов и могущественных правителей появились после 1200-х годов.
Самые ранние скульптуры были сделаны из глины. Небольшие глиняные фигурки, напоминающие людей и животных, были найдены в неолитических памятниках (датируемых 10 000-3000 гг. До н.э.) по всей стране. С 300 по 500 годы нашей эры большие глиняные фигуры были размещены вокруг могильных могил могущественных правителей. Это были мужчины, женщины, животные и даже лодки и дома.
Внедрение буддизма в Японию под влиянием техник, стилей и предметов скульптуры от 500 до 700 годов известны как классическая эпоха буддийской скульптуры. В это время храмовые скульптуры Будды и других богов часто делались из позолоченной (покрытой золотом) бронзы из-за ее ценности и внушающего благоговение вида. Одной из самых впечатляющих позолоченных бронзовых статуй этого периода является 52-футовый (16-метровый) Будда, сидящий в Тодаидзи, храме в городе Нара. Это было сделано в реалистичном стиле, типичном для искусства 700-х годов.
Большинство статуй 800-х годов были вырезаны из дерева, материала, который можно было легко получить по всей Японии. Сначала статуи были вырезаны из массива дерева. Но они были тяжелыми и со временем трескались. Постепенно скульпторы разработали лучший метод. Многие маленькие кусочки дерева были соединены вместе, как головоломки. Затем они были покрыты тонкими слоями лака, сусального золота и краски.
Считается, что скульптор Йохо усовершенствовал эту технику в 1000-х годах. Его шедевром является изящная фигура Будды Амиды. Это основной объект поклонения в Byodoin, храме недалеко от Киото. Техника соединения деревянных блоков, разработанная Йохо, продолжала использоваться скульпторами до 1800-х годов.
Японские картины часто имели религиозные темы. Свисающие свитки с изображением Будды и других богов были выставлены в храмах и святынях. Большинство из этих работ были написаны на бумаге или шелке с использованием чернил, цветов и сусального золота.
Другие, менее формальные изображения богов были обычны в храмах дзенской школы буддизма. Они были нарисованы свободными, плавными мазками, используя только черные чернила. Картины, в которых использовались как чернила, так и цвета, обычно изготавливались в храмовых мастерских специально обученными монахами. Но те, что нарисованы только черными чернилами, были созданы как любителями, так и профессиональными художниками.
Начиная с 900-х годов картины с нерелигиозными темами все чаще собирались богатыми аристократами. Части текста, написанные каллиграфией (красивое письмо), чередовались с картинками, иллюстрирующими историю. Ручные свитки были высотой около 30 сантиметров и длиной до 15 метров. Их держали в руках горизонтально и разворачивали, чтобы постепенно раскрыть историю.
Экранная живопись часто считается одной из самых характерных форм японского искусства. Окрашенные экраны были характерной чертой японской жилой архитектуры еще в 700-х годах. Традиционные японские дома не имеют неподвижных стен. Вместо этого они имеют раздвижные двери, которые можно открывать или закрывать в зависимости от того, требуется ли большое или маленькое пространство. Складные экраны, состоящие из нескольких панелей каждая, служат дополнительными переносными перегородками.
Предмет и стиль экранной картины отражают вкус ее владельца и функцию помещения, для которого она была разработана. Для панелей раздвижных дверей формального зала аудитории военные правители отдавали предпочтение таким предметам, как мускулистые львы и тигры и колоссальные, древние деревья, часто размещаемые на фоне ослепительной золотой фольги. Предполагаемый эффект должен был поразить зрителя властью владельца. Экраны, используемые в частных камерах, имели более мягкие изображения.
1500-е и 1600-е годы считаются великим веком экранной живописи. Кано, наследственная школа живописцев и другая группа художников, известная как школа Римпа, особенно известны своими работами в этой среде. Но они часто были искусны и в других видах искусства. Например, художник школы Римпа Корин известен своими смелыми и красочными экранами, дизайном одежды и росписью керамики.
Продолжение читайте в следующей статье.