Найти тему
Арарат Петросян

Турция начинает… А кто выигрывает?

Международное сообщество шокировано новой военной операцией Турции в Сирии, хотя о своих намерениях создать буферную зону на границе с Сирией президент ТР Реджеп Эрдоган говорил много лет, в том числе на последней сессии Генеральной ассамблеи ООН. Видимо, все надеялись, что США удержат Турцию от резких телодвижений.

Так и было до 8 октября с.г., но в последний момент президент Дональд Трамп, до того грозивший в случае чего сравнять с землей турецкую экономику, вверг мировое сообщество в ступор, объявив о выводе американских войск из Сирии (там остались лишь 50 американских военных). Он, по сути, включил перед Анкарой “зеленый свет” на вторжение, хотя и заявил, что Вооруженные силы США не поддержат Турцию в военной операции на севере Сирии и не будут в ней участвовать. Уже после турецкого вторжения Трамп назвал турецкую военную операцию “плохой идеей” и возложил на Анкару ответственность за взятых в плен террористов “Исламского государства” (ИГ) в Сирии.  Президент США также отметил, что Турция “обязалась защищать мирных граждан, религиозные меньшинства, включая христиан, а также обеспечить отсутствие гуманитарного кризиса” в связи с военной операцией. “Мы ожидаем, что Турция будет выполнять все свои обязательства, и мы продолжим пристально следить за ситуацией”, — подчеркнул Трамп.

Президент России Владимир Путин, которому перед началом операции позвонил Эрдоган, призвал турецкого лидера тщательно взвесить ситуацию и не нанести своей военной операцией в Сирии ущерб общим усилиям по урегулированию кризиса. “В свете объявленных Турцией планов по проведению военной операции на северо-востоке Сирии Владимир Путин призвал турецких партнеров тщательно взвесить ситуацию, чтобы не нанести ущерб общим усилиям по урегулированию сирийского кризиса. При этом с обеих сторон отмечена важность обеспечения единства и территориальной целостности Сирии, уважения ее суверенитета”, — отметили в Кремле. Москва считает, что все проблемы должны решаться на основе диалога между Анкарой и официальным Дамаском, а также Дамаском и курдами и что если у сирийских властей будет возможность контролировать границу с Турцией, то все проблемы будут решены.

Уход американцев, как отмечают эксперты, позволит Анкаре осуществить план, который турецкие власти вынашивают давно — вторгнуться на сирийскую территорию и покончить с контролем курдов в этом регионе. А ведь именно “Силы демократической Сирии”, состоящие в основном из сирийских курдов, противостояли террористам ИГ в этом районе и победили. Их тогда США назвали своими основными союзниками в Сирии, помогая им оружием, ведя их подготовку и даже прикрывали с воздуха в ходе операций. Последние события не просто положили крест на надежды курдов в обмен на внесенную ими в победу над ИГ лепту получить добро на создание курдской автономии в Сирии, но и поставили под угрозу их существование. Ведь Анкара всячески увязывает сирийских курдов с Рабочей партией Курдистана (РПК), которую считает террористической организацией, и неоднократно заявляла, что курды угрожают национальной безопасности Турции.

Свое стремление создать 32-километровую буферную зону в этом районе Сирии Анкара обуславливает желанием обеспечить свою безопасность от курдских повстанцев и разместить там сирийских беженцев, коих в Турции более 3 млн. При реализации этого плана на контролируемой Турцией территории окажутся два лагеря, в которых содержатся семьи боевиков ИГ (более 3 тыс. человек), которых до того содержали курды. Между тем, есть большой лагерь на северо-востоке Сирии, в 60 км от турецкой границы, и тюрьмы близ Ракии. В них в общей сложности находятся более 80 тысяч человек, так или иначе причастных к ИГ. Высказываются опасения, что военная операция Турции может существенно расшатать систему их охраны, что позволит боевикам ИГ вырваться на свободу.

По мнению американских экспертов, турецкая операция в Сирии приведет к усилению и возможной перегруппировке террористов ИГ. “Одно дело желать сократить военное участие США на Ближнем Востоке и совсем другое — сделать это без какой-либо подготовки, без учета последствий”, — заявил бывший помощник экс-президента США Барака Обамы по Ближнему Востоку, президент “Международной кризисной группы” Роберт Малли. По его словам, действия США наносят удар в спину курдских сил, это может придать новые силы террористам ИГ, передает РИА Новости. С ним согласен другой американский эксперт по негосударственным вооруженным группировкам Сэм Хеллер. “Новая запущенная интервенция Турции на северо-востоке Сирии вовлечет РПК в борьбу за выживание, прервав их усилия против ИГ. Это может позволить ИГ перегруппироваться в Сирии и потенциально дестабилизировать соседний Ирак”, — уверен он.

Анкару подобные “мелочи” не волнуют. Сирийский политолог Ахмад ад-Дерзи считает, что приобретение контроля над территориями на северо-востоке Сирии на границе с Турцией позволит турецкому президенту стать основным политическим игроком в регионе. Это судьбоносная битва, так как в случае проигрыша Турция станет обычной страной региона, заявил он РИА Новости. “Судьба турецкого президента под большой угрозой, так как он взял с собой весь турецкий народ в путь к фантазии о возвращении к прежнему устройству — к Османскому халифату, — заявил ад-Дерзи. — Контроль над районами на севере Сирии позволит Эрдогану стать основным игроком в регионе, определяющим политику в будущем для Дамаска”. По его мнению, также это единственное направление для дальнейшего расширения турецких территорий: на всех других направлениях такое расширение невозможно. Если же операция не увенчается успехом, то возникнет угроза: “Турция станет обычным региональным государством, неспособным расшириться, так как Сирия на юге защищена Россией и Ираном, с востока невозможно из-за столкновений с региональной силой (курдами — ред.), а на западе страны НАТО. Это судьбоносная битва”, — пояснил эксперт. Он призвал Дамаск и курдов к прямым переговорам под гарантии России. “В случае успехов переговоров сирийская армия войдет на север Сирии и установит легитимную власть там. Когда сирийская армия приблизится к границам с Турцией, сможет ли турецкая армия атаковать ее? В этом случае она будет атаковать легитимные власти”, — заявил ад-Дерзи. По его словам, в этом случае Турция не сможет прибегнуть к доводам, что сражается с “террористическими организациями”.

Между тем, после авиа- и артиллерийских ударов Турция начала полноценные наземные бои вдоль всей границы к востоку от Евфрата, в том числе с заходами на территорию Сирии. “Силы демократической Сирии” сообщают о гибели по меньшей мере пяти мирных жителей и десятках пострадавших.

Страны ЕС призвали Турцию прекратить односторонние боевые действия, которые подрывают стабильность региона, повышают страдания мирных жителей и грозят вызвать новые волны беженцев. Франция, Великобритания, Германия, Польша и Бельгия потребовали созыва экстренной встречи Совбеза ООН.

Совет Лиги арабских государств намерен собраться на экстренное заседание, в ходе которого будет обсуждаться ситуация вокруг операции Турции. Переговоры планируют на 12 октября.

Президент США Дональд Трамп снова заявил, что последствия для Турции из-за военной операции в Сирии могут быть “гораздо шире, чем только санкции”. “Я пойду на гораздо большее, чем санкции. Я согласен с санкциями и даже более жесткими (мерами), чем санкции”, — сказал он журналистам. Трамп вновь повторил, что “разрушит” турецкую экономику, если Анкара будет проводить наступление против курдов.

Однако ящик Пандоры уже открыт. Заявлениями и призывами остановить турецкое вторжение в Сирию не удастся, а реально, то бишь в военном плане, противодействовать Анкаре по тем или иным причинам не хотят ни США, ни Россия, ни ЕС. Турция заверяет, что уважает суверенитет и территориальную целостность Сирии и что операция не будет долгой. Однако “Коммерсант” со ссылкой на свои диписточники отмечает, что турки и раньше называли свое присутствие в Сирии временным, но то, что происходит на занятых ими территориях, свидетельствует об обратном. В этих районах открываются турецкие учебные заведения, в ход идет турецкая валюта, есть и другие признаки укоренения Турции на сирийской территории. Так что, “Источник мира”, как назвали турки свою операцию, вполне способен превратиться в источник войны и геноцида. Предыдущие действия Анкары в Сирии были направлены не только против курдов, но и проживающих там  представителей других этно-конфессиональных групп, в т.ч. армян.

Гаянэ Мовсесян