Найти тему
Все об искусстве

Особенности Исламской культуры. Часть 1.

Ислам - это религиозная вера, проповедуемая арабским пророком Мухаммедом. В течение пятисот лет после смерти Мухаммеда в 632 году нашей эры ислам распространился далеко за пределы Аравийского полуострова, своего места происхождения.

Последователи Мухаммеда, называемые мусульманами, покорили остальную часть Ближнего Востока, Северную Африку, Испанию, Центральную Азию, Северную и центральную Индию. Большинство побежденных приняли исламскую религию.

По мере распространения ислама постепенно развивался характерный стиль его искусства. Он использовался в основном для религиозной архитектуры, книжных иллюстраций, а также для украшения керамики, металлоконструкций и других полезных предметов. Исламское искусство находилось под влиянием художественных стилей завоеванных регионов. Эти стили включали поздне римское, византийское и персидское искусство.

На развитие исламского искусства также оказали влияние два религиозных ограничения. Мухаммед предупредил художников, чтобы они не подражали Богу, создателю всей жизни, создавая образы живых существ. Поэтому большая часть религиозного искусства состояла из орнаментов. Второе ограничение препятствовало использованию дорогостоящих материалов. Поэтому художники работали в основном с медью, глиной и деревом. Они научились так искусно украшать предметы, сделанные из этих менее дорогих материалов, что выглядели так же красиво, как серебро или золото.

Характеристики дизайна

Из-за запрета Мухаммеда художники разработали особый вид украшения под названием арабески. Арабеска - это очень сложный дизайн. Он может состоять из скрученных лоз, листьев и цветов, геометрических фигур и узоров из прямых линий. Также он может иметь изогнутые линии, которые скручиваются и переворачивают друг друга. Иногда использовались формы животных, но они всегда были высоко стилизованы и не были похожи на живые.

Отличительной чертой исламского искусства является использование каллиграфии или красивого почерка. Арабский язык, язык большинства религиозных текстов, может быть красиво написан несколькими различными типами шрифтов. Художники использовали арабский алфавит (который читается справа налево) как часть своих проектов для религиозных книг, настенных украшений и предметов искусства. Особенно красивые каллиграфия и украшения использовались для копий Корана, священной книги исламской веры.

Книжная иллюстрация.

Исламская живопись развивалась в основном в виде книжной иллюстрации. Художники создали много красивых рукописей с росписью.

Нерелигиозные рукописи иногда содержали изображения человеческих и животных фигур.

Особенно искусными были художники, работавшие в Персии с 1300-х по 1700-е годы. Одним из самых известных персидских художников был Камаль ад-Дин Бихзад. Этот художник объединил орнаментальный стиль персидской иллюстрации с реалистичным наблюдением за людьми и животными.

К концу 1200-х годов некоторые территории, включая Персию, были захвачены монголами с Востока. Последним из великих захватчиков из Центральной Азии был Тамерлан. Он и его последователи игнорировали требования своей новой религии и поощряли художников рисовать картины людей. Эти рисунки все еще появлялись в основном в нерелигиозных книгах. Большинство иллюстраций оставались по сути орнаментальными, объединяя многие элементы дизайна в замысловатый узор.

https://www.pinterest.ru/pin/407505466270310867/
https://www.pinterest.ru/pin/407505466270310867/

Мусульмане очень уважали знания, содержащиеся в книгах, особенно в Коране. Их обложки для книг почти всегда включают в себя клапан для покрытия и защиты краев страницы. Покрытия были сделаны из красиво обработанной кожи, часто с добавленными украшениями из золота и ярких цветов.

Декоративное искусство.

Резные фигурки арабески на камне, дереве и штукатурке украшают дверные проемы, молитвенные ниши и кафедры мечетей. Границы рисунков часто были написаны цитатами из Корана. Мечети и дворцы были украшены мозаикой - картины, сделанные путем прессования крошечных кусочков цветного стекла во влажный цемент.

Начиная с 1000-х годов, новый класс богатых торговцев возник в городах исламского мира. Они торговали керамикой, кожаными изделиями, металлоизделием и текстилем на востоке до Индии и Китая и на западе до Европы. Вкусы и покупательная способность торговцев, а также возросший контакт с другими культурами привели к новым достижениям в декоративно-прикладном искусстве. Сцены из повседневной жизни реалистично изображались на всевозможных предметах. Эти декоративные сцены сильно повлияли на развитие книжной иллюстрации.

Продолжение статьи читайте в следующей статье.