Найти в Дзене
Окно в Россию

Кто на самом деле придумал шоколад «Аленка»

Оглавление

Вы знали, что за историей популярной сладости стоят немцы? И не только они.

ЮЛИЯ ШАМПОРОВА

Архивное фото, Красный Октябрь
Архивное фото, Красный Октябрь

Более полувека назад это сладкое лакомство было впервые создано на шоколадной фабрике «Красный Октябрь», основанной урожденным немцем Фердинандом Теодором фон Эйнемом в 1849 году.

Как ни парадоксально, шоколад, ставший одним из самых узнаваемых в России брендов, первоначально производился на фабрике, основанной немецким иммигрантом, который в возрасте 25 лет, полный мечты и надежд, приехал в Россию. В 1849 году этот предприимчивый юноша уже был поставщиком шоколада для императорской семьи и получил высочайшее признание своей работы.

Владимир Вяткин/Sputnik
Владимир Вяткин/Sputnik

Эйнем основал собственное производственное предприятие, открыл первую шоколадную фабрику на Мясницкой улице в центре города, где производились сладости высочайшего качества, которые ранее можно было только импортировать в Россию из Европы. В 1851 году молодой предприниматель открыл свой первый магазинчик на Арбате. Шоколад фабрики стал набирать популярность в Москве.

Позже он основал бизнес со своим партнером и соотечественником Юлиусом Гейсом, и вместе они открыли свой первый завод по производству шоколада на Софийской набережной. В 1876 году Эйнем умер в Германии, но, согласно его последней воле в завещании, его хоронят в России. Гейс взял на себя управление фабрикой, но решил не менять ее названия, так как оно уже успело стать известным и уважаемым брендом.

В 1889 году Гейс приобрел землю на Берсеневской набережной, чтобы основать огромную фабрику с 23 зданиями. Компания оставалась в этом монументальном комплексе из красного кирпича вплоть до 2007 года, когда завод был перемещен. Это было, пожалуй, самое узнаваемое производство в центре Москвы, недалеко от Кремля.

Шоколадная фабрика Эйнема стала поставщиком Императорского двора в 1913 году, основывая филиалы и магазины в Симферополе, Риге и Нижнем Новгороде, заодно получая престижные национальные и международные награды за качество и ассортимент. Одной из причин успеха компании стала ее инновационная маркетинговая стратегия.

Футуристический маркетинг

Дмитрий Коробейников/Sputnik
Дмитрий Коробейников/Sputnik

Хотите верьте, хотите нет, но в эпоху, когда маркетинг даже не существовал, товарищество «Эйнемъ» серьезно относилось не только к качеству шоколада (уровень был настолько высок, что он мог конкурировать с шоколадом из Бельгии, Голландии или Франции), но и к стратегии развития и узнаваемости бренда. Чтобы создать особую атмосферу в магазинах, так же, как и легенды вокруг продуктов компании, потребовалось реализовать замысловатую маркетинговую стратегию.

Специально для магазинов компании Карл Фельдман написал композиции, которые включали в себя творческие посвящения шоколаду: у покупателей была возможность приобрести партитуру «Вальса-монпансье», «Кекс-галопа» или «Какао-кадрили», которые в магазинах исполнялись профессиональными музыкантами.

Архивное фото
Архивное фото

Особое внимание уделялось упаковке продукта - она должна была быть красивой и яркой, чаще всего изготовленной из необычных материалов: коробки были покрыты бархатом, шелком или кожей. Самые модные художники того времени, такие как Врубель, Бакст и Бенуа участвовали в создании иллюстраций для продаваемой продукции.

Творчество начинало витать в воздухе, как только вы открывали коробку: там могла быть серия коллекционных открыток, показывающих футуристическую Москву, картины русских художников, национальные костюмы; любителей конфет могли также ожидать изумительной красоты птицы или бабочки. Собрав определенное количество карточек, покупатели получали бесплатную коробку шоколада.

Техническое чудо того времени - летающие дирижабли – покоряли воздушные пространства российских городов, приглашая купить шоколад Эйнема на борту. Чтобы привлечь статусных покупателей, компания придумала для них определенные марки шоколада: различные виды сладостей получили такие воодушевляющие названия, как «Боярский», «Империя» или «Миньон».

Еще одно маркетинговое новшество – фирменные автоматы по продаже шоколада. Маленькие шоколадные батончики можно было купить, поместив монету в 10 копеек в автомат и передвинув рычажок. Они приобрели популярность, и стали постоянным искушением для детей.

Высокие зарплаты и пособия работников

Вероятно, самой успешной бизнес-стратегией фабрики стало лояльное отношение к своим работникам: у них были хорошие условия труда, а также время на личную жизнь (насколько возможно об этом говорить в конце 19-го века).

Красный Октябрь
Красный Октябрь

В это же время другие фабрики имперской эпохи в России получали огромную прибыль, эксплуатируя своих работников: стандартные смены для рабочих зачастую длились 15 часов, начиная с 4 часов утра и заканчивая в 9 часов вечера, с небольшими перерывами, и все это в нездоровом окружении и отсутствии цивилизованных условий труда.

Фабрика Эйнема ввела 10-часовой рабочий день, предоставила персоналу общежития с чистыми и светлыми комнатами, а также надлежащие столовые.

Зарплаты были самыми высокими в отрасли, начиная с минимума в 20 рублей, они повышались на 2 рубля в год. Работники, которые оставались на предприятии в течение 25 лет, награждались серебряной медалью и пенсией, эквивалентной их зарплате. Это было невероятно для той эпохи и послужило причиной отказа многих работников фабрики от участия в революционном движении.

Благотворительность и поддержка военного фронта

Красный Октябрь
Красный Октябрь

Благотворительность на фабрике была обычным делом: на каждый фунт проданного печенья пять копеек серебра передавалось благотворительным учреждениям в Москве, а также немецким школам для бедных и сирот.

Во время Первой мировой войны Эйнем сделал значительные пожертвования в пользу сражавшихся, организовал больницу для раненых солдат, а также поставлял шоколад на передовую.

Завод сделал все возможное, чтобы помочь преодолеть кризисы, в которых оказалась страна после начала войны.

Новая жизнь после революции 1917 года

Ася Чо
Ася Чо

К тому времени как «товарищество Эйнема» было национализировано после революции 1917 года и получило новое название «Красный Октябрь» (которое прославляло революционные события), фабрика была уже настолько известна, что еще в течение многих лет приходилось добавлять «бывшее товарищество Эйнем» к рекламе фабрики.

Вопреки множеству успешных предприятий, разрушенных революционными потрясениями, Эйнем перевоплотившийся в Красный Октябрь был похож на феникса, восставшего из пепла, и продолжал свое производство, увеличивая рекорды, достигнутые в имперскую эпоху.

Во время Второй мировой войны фабрика сосредоточила свои усилия на производстве товаров для фронта и выпускала сладости, содержащие специальные ингредиенты и витамины для пилотов и солдат, чтобы они оставались сильными и бодрыми намного дольше.

После распада Советского Союза фабрика была приватизирована и объединена в холдинг, включающий в себя давних конкурентов -  шоколадные и кондитерские фабрики “Бабаевский” и “Рот-Фронт”. Сегодня фабрика продолжает производить знаменитый шоколад так тесно переплетенный с историей России.

Инновационный брендинг

Ася Чо
Ася Чо

Фабрике удалось сохранить качество своей продукции как до, так и после революции, и она создала шоколад, неразрывно связанный с русской культурой и менталитетом.

Алёнка - отличный сувенир, который можно привезти из России, - плитка шоколада, с которой смотрит милая маленькая девочка в русском платке. Откуда она взялась? В 1965 году один из художников, работавших на фабрике, решил изобразить свою маленькую дочь. Ее образ до сих пор остается хорошо узнаваемым лицом фабрики и всей российской шоколадной промышленности.

«Мишка Косолапый» - самая старая конфета, которая до сих пор производится на фабрике. Ее украсили знаменитой картиной Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» вскоре после того, как культовое произведение искусства было куплено Павлом Третьяковым для своей коллекции. Эти шоколадные конфеты - одно из главных детских воспоминаний для каждого россиянина, потому что мы часто получаем их с нашими новогодними подарками в детстве.

Десятки наименований различных конфет сохранились до сих пор: «Красная Шапочка», «Раковые Шейки», «Золотой Ключик», «Кара-Кум», «Кис-Кис» и так далее. Такой богатой истории и традиций, безусловно, невозможно было бы достичь без инновационного маркетингового подхода и креативности, которые фабрика пустила в ход с самого создания 170 лет назад.