Спросите у себя: с чем у вас ассоциируются слова "госзакупки" и "тендеры"? Минимум половина скажет о коррупции и откатах.
Что такое откат?
Это часть денежных средств, выделяемых на оплату по госконтракту. Исполнитель заказа возвращает эту часть представителям заказчика в качестве благодарности.
Кстати, там где практикуются откаты, далеко не всегда эти деньги идут именно чиновникам для их обогащения.
Нередко заказчику (учреждению) нужны наличные деньги для каких-то своих нужд (неофициально оплатить работы какому-нибудь физлицу, на подарки сотрудникам к дню рождения или 8 марта ну и так далее). То есть какой-то личной корысти может не быть, а откат все равно есть.
Это, естественно, незаконно вне зависимости от мотивов и целей.
Откат оформляется чаще не на самого коррупционера, а на его доверенных лиц.
Откат может быть в форме прямой денежной выплаты, имущества, доли в бизнесе и т.п.
Вернемся к госзакупкам. Чтобы получить откат, недобросовестному заказчику нужно, чтобы был заключен контракт с нужным лицом. Для этого нужно, чтобы оно победило в тендере.
Как заказчики влияют на результаты тендеров?
Большинство тендеров проходит в трех формах: конкурс, аукцион, запрос котировок.
Манипуляции в аукционах и запросах котировок
В запросе котировок и аукционе выигрывает тот, кто предлагает самую низкую цену. Все это происходит в электронной форме - на специальных, не зависимых от заказчиков, интернет-сайтах (электронных торговых площадках).
Заказчик никак не может повлиять на выбор победителя аукциона или запроса котировок.
Но, что он может сделать, чтобы приблизить шансы победы "своего" участника тендера?
- Под различными предлогами посчитать, что заявки конкурентов оформлены неправильно. А по закону, если заявка оформлена некорректно, то ее отклоняют, вне зависимости от выгодности предлагаемой цены. Отклонение = запрет участвовать в следующих стадиях тендера.
- Пообещать "своему" поставщику доплату по прямому договору. Например, заказчик и поставщик договорились, что общая цена работ будет 100 рублей (а из них, предположим, 5 руб. должны вернуться назад заказчику). В этом случае поставщик на аукционе сможет демпинговать, снизиться до такой цены, которая делает исполнение заказа невыгодным. Его конкуренты отступят (ведь никто не хочет работать "в минус"), и он выиграет аукцион, к примеру, с ценой в 85 руб. Ну и еще на 15 руб. стороны заключат договор на какие-нибудь консультационные или информационные услуги.
В итоге и заказчик получает свой интерес, и поставщик получает контракты и оплаты по ним.
Манипуляции в конкурсах
В конкурсе могут действовать и описанные выше механики, а еще и дополнительные методы.
Конкурс - это вид тендера, где оценивается не только цена, но и иные критерии (опыт работы, деловая репутация, квалификация сотрудников и т.п.).
У заказчиков есть масса вариантов, как сформулировать критерии оценки (критерии определения победителя) так, чтобы максимально приблизить к победе дружественного поставщика.
Например, можно дать максимальные баллы участнику, у которого в штате есть сотрудники с научными степенями (хотя для выполнения работ это не важно), или который является членом какого-нибудь профессионального объединения (хотя это не обязательно по закону).
Гарантировать победу нужного лица у заказчика возможности нет. Но максимально увеличить шансы на победу - вполне в его силах.
Итак, мы разобрали самые известные способы манипуляции результатами тендеров ради откатов.
Как часто они применяются?
На мой субъективный взгляд, коррупция характерна, прежде всего, для очень крупных закупок. Прямо миллиарды. А в мелких тендерах этого немного.
Почему?
Потому что слишком велики риски для недобросовестных чиновников. Кто захочет в тюрьму ради нескольких десятков тысяч рублей?
За злоупотребления в госзакупках чиновникам может грозить до трех лет лишения свободы (а если преступление совершено группой лиц - до семи лет).
В маленьких тендерах может существовать не столько коррупция в классическом понимании, сколько желание заказчиков работать с проверенными поставщиками. Теми, кто привезет товар нормального качества или прилично выполнит работы.
Честно, поставьте себя на место заказчика. Вы как покупатель, если имеете положительный опыт сотрудничества с кем-то, скорее всего, захотите с ним работать и дальше, если возникнет такая необходимость. Купили вкусный хлеб в этой пекарне - придете туда еще. Хорошие строители отремонтировали кухню - обратитесь, когда собрались обновлять интерьер гостиной. Это удобно и снижает ваши риски.
А государственный заказчик вынужден каждый раз искать нового поставщика. И каждый раз это кот в мешке. Конечно, это неудобно заказчику (понятно, что нас, поставщиков эти сложности мало волнуют, да и вообще контрактная система призвана стимулировать конкуренцию). Но факт остается фактом.
Поэтому заказчики идут на какие-то уловки, чтобы повысить шансы "своих" поставщиков на победу: заранее сообщают им о готовящемся тендере, согласовывают с ними техническое задание. Это не исключает возможности победы совершенно посторонней организации (и как правило, заказчики смиряются с этим фактом и начинают выстраивать отношения с новым поставщиком). Но такие явления существуют. Это не коррупция в чистом виде, но все же отклонение от эталонного поведения заказчика, заложенного в законе.
Какие выводы из всего вышесказанного?
- Если вы не участвуйте в многомиллионных тендерах, то опасаться злых и коррумпированных заказчиков будет лишним.
- Смело подавайте заявки и отстаивайте свои права в случае конфликтов.
- Помните, что заказчики редко идут на сознательное нарушение закона. А если случай спорный, то всегда можно подать жалобу в антимонопольную службу. Она бесплатная. Если заказчик неправ, вы получите свой контракт, а заказчик - свой штраф.
Удачи вам и вашему бизнесу!
Подписывайтесь на мой канал. Впереди еще много интересного!