1972г. Реж. Ло Вэй.
1908 год. В оккупированный японцами после симоносекского договора Шанхай, узнав о смерти учителя Хо (реальный прототип Хо Юаньцзань умер в 1910-ом), возвращается Чэнь Джэнь (Брюс Ли). Вскоре в школу боевых искусств, в которой он занимался, приходят японские мастера будо и вручают вывеску с надписью «больные люди Восточной Азии», провоцируя поединок. Но наставник школы запрещает вступать с ними в противоборство, руководствуясь заветами покойного учителя. Однако Чэнь решает, что подобные обиды нельзя прощать, самовольно приходит в японское додзё, вызывает всех на бой, побеждает и заставляет съесть оскорбительную вывеску. Однако насилие порождает насилие и Чен Джен, встав на этот скользкий от крови путь, обрекает себя.
К чести Брюса Ли, надо сказать, что, несмотря на весь патриотический пафос «Кулака ярости», он не оправдывал своего персонажа, отнявшего такое большое количество жизней и «настоял на том, чтобы герой…погиб в конце фильма» - и это, несомненно, главнейшее достоинство его работы. Но помимо нравственной стороны, на мой взгляд, здесь он демонстрирует максимум своего потенциала, а выше упомянутая сцена разгрома японской школы – одна из вершин в хореографии фильмов о боевых искусств. Она стала эталоном боев «один против всех», повлияла и цитировалась в огромном количестве картин, причём не только в период популярности подобных лент, но и в современном кинематографе. Наиболее известными массовому зрителю аналогичными сценами сейчас являются: бой Нео против реплик агента Смита из «Матрица: Перезагрузка» и «разборка в Доме Голубых Листьев» из «Убить Билла», в которой помимо прочего героиня Умы Турман носит жёлтый костюм из ещё одного фильма с Брюсом Ли «Игра смерти». Однако это не единственный образцово поставленный бой в фильме. Финал изобилует схватками, причём не только против японских мастеров, но и против русского силача, роль которого исполнил ученик Брюса Ли Роберт Бэйкер. Вылетевший из окна от удара Чэнь Джэня Джеки Чан (дублёр актёра Чикара Хашимото) в последующем ещё поработает у Брюса Ли в фильме «Выход дракона», а потом и вовсе решит сменить амплуа каскадёра и в 1978-ом году в кинокартине «Змея в тени орла» совершит следующую революцию в гонконгских фильмах о боевых искусствах, в которых героический персонаж будет сменён комедийным.
Читайте также.
Спасибо, что прочитали первую часть моей статьи до конца. Буду рад, если она вам понравилась и вы решите подписаться на канал Cinemacat, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи. В дальнейшем надеюсь вас порадовать ещё интересными публикациями. Лайки и репосты также приветствуются!
Фотографии взяты из открытых источников.