Невозможно даже представить всю ту боль и страдания, которые вынесла Епистиния Федоровна Степанова. Чтобы никто из близких не слышал ее горя, она по ночам уходила в степь, ложилась в густую траву и выла от боли. А утром снова брала икону.
«Это ведь неправда, что нет больше Илюши, нет Саши? – причитала Епистиния. – Не могли они погибнуть! Живы и Филя с Васей, и Павлуша с Ваней, жив и Коля. Просто пока они воюют, им не до матери, не до писем. Но они скоро вернутся домой. Убереги их, Господи, от пуль и от врага!».
Её имя известно многим, но не многие знают её судьбу.
Она отдала войне всех своих сыновей. Вернулся лишь один. Из девяти.
У Епистинии Фёдоровны родились пятнадцать детей, четверо деток не дожили и до шести лет.
Старшего сына Сашу пытали, а затем расстреляли белые за связь с коммунарами в августе 1918 года в станице Роговской. В середине 1930-х, скончался супруг - Михаил Николаевич, за ним и младшая дочь. А в 1939 году в боях с японцами у реки Халхин-Гол пал смертью храбрых Фёдор Степанов.
Началась Великая Отечественная война.
Проводила мать своих сыновей на защиту отчизны; запомнила уходящими по узкой дорожке, ведущей из хутора. Поначалу сердце согревали весточки от детей:
«Здравствуйте, родители: мама и все остальные. Я вам пишу письма, но не знаю, доходят они или нет. Я вам шлю деньги, получаете или нет? Если получите, то напишите, получаете или нет. Мама, пишите, кто дома, кого нет, где брат Илюша, Коля, а также и все остальные. Если не знаете, то пишите, а если знаете кого-нибудь, то сообщите адрес их мне и мой им. Пока все. Живу хорошо, обо мне не обижайтесь... Но все. Шура, Дуня и все, берегите маму, пусть меньше работает та за топкой ходит. Пока все. Ваш сын и брат Сашка».
Со временем письма появлялись всё реже, сердце холодело от страха и неизвестности.
Первая похоронка пришла на Илью в августе 1943 года -он погиб на Курской дуге. Следом, спустя лишь несколько месяцев пришла похоронка на Сашу (в семье его называли Мизинчиком). Саша погиб при форсировании Днепра у села Селище. Оставшись последним выжившим из подразделения, он зажал гранату в руке и вышел навстречу гитлеровцам. Ему было 20 лет.
Василий Степанов партизан-разведчик погиб под Днепропетровском; Павел пропал без вести при защите Брестской крепости; Филипп был замучен в концлагере Форрелькруг.
Но узнала об этом Епистиния Фёдоровна не сразу. Не надевала и траурный платок. Ждала. Верила.
Из воспоминаний Епистинии:
«Шла я в станицу и встретила двух молодых. Они веселые такие, смеются: «Бабка, война кончилась!» Я, как услышала, корзинку из рук выронила, ноги мои подкосились, упала наземь и говорю: «Земля, скажи мне, где ж мои сыны?..»
Когда с войны стали возвращаться солдаты, женщины с надеждой в глазах спрашивали: «Моего не встречали?»
Епистиния сидела в сторонке. Про кого спрашивать? Про Павлушу, Филю, Федю? А может, про Колю или Ивана с Василием?
Не теряя надежды, она дни и ночи проводила у калитки. Если видела человека в военной форме, бежала за ним. «Сыночек! – проносилось в ее голове. – А вдруг он не узнал хату, дома ведь давно не был. А хата совсем покосилась, изгороди нет…»
Не знала она, что с войны придёт лишь один. Да и на него ошибочно прислали похоронку.. Возвращение сына Николая вселило надежду, что остальные тоже вернутся. Епистиния Фёдоровна снова стала ждать, не отходила от калитки, вглядываясь в лица прохожих.
Её хата находилась с краю дороги, поэтому у неё часто останавливались уставшие путники. Просили передохнуть. Женщина никому не отказывала. Каждого привечала, кормила. Надеялась, вдруг кто-нибудь принесет весточку о сыновьях.
Шли годы. Так она и жила с надеждой. Получала пенсию за потерю одного кормильца, Героя Советского Союза Александра.
Николай с семьёй перебрался в Тимашевск. Дочь Валя переехала в Ростов. Переселиться к детям Епистиния не решалась. Боялась, вдруг вернутся сыны, а дома никого нет.
«Не верю, что все пропали, – упрямо твердила она. – Я уже старая, силы покидают, неужели умру и не увижу сыночков своих? Мне бы только посмотреть на них».
Николай решил, что каждый день рядом с бабушкой должны быть внуки. Ребятни в семье Степановых было много – из всех сыновей не были женаты только Александр-Мизинчик и Павел.
Внуки и дали силы жить дальше.
Епистиния Фёдоровна легко находила общий язык с детьми. Вместе сажали огород, собирали фрукты. Но в саду она не дала вырубить ни одного деревца – их сажали сыновья.
Епистиния Фёдоровна не умела ни читать, ни писать. Но мудрости этой деревенской женщины поражались многие. Когда к ней приходили люди, чтобы пожаловаться на своё горе, она всегда говорила:
«Когда тебе тяжело, ты вспомни про мою судьбу, и тебе станет легче...»
Ей самой уйти от горьких мыслей помогали письма от совершенно незнакомых людей. А дело было так. О трагической судьбе Степановой рассказал один из журналистов. Заметка разлетелась по стране. Отклики пошли сотнями, тысячами.
Но одно из писем особо тронуло сердце матери:
«Дорогая Епистиния Федоровна, разрешите мне Ваших сыновей считать братьями, а Вас –мамой... Было у Вас девять сыновей, а теперь их станет еще больше. Владимир Лебеденко, солдат».
Молодого солдата Владимира Лебеденко она пригласила к себе. Он стал десятым, названым сыном Епистинии Федоровны. И до сих пор Владимир Лебеденко роднится с семьей Степановых, ее внуками и правнуками
Людмила Снитко, внучка Епистинии Степановой, дочь Николая вспоминает:
– Бабушка всегда была главной фигурой в моей жизни. Так повелось еще с детских лет. Она ведь до конца своих дней не могла оправиться от перенесенного горя. Поэтому детей часто отправляли к бабушке, чтобы она переключалась на нас. И эта немудреная хитрость удавалась. Она брала себя в руки и начинала заниматься нами. Просили ли мы у бабушки блинов с творогом или вареников с вишней – она никогда не отказывала и начинала стряпать. Видимо, в молодости у нее был веселый характер. Рассказывала интересные и смешные истории так мастерски, что мы все хохотали.
Бабушка любила перебирать фронтовые письма в своем чемодане. Почти каждое знала наизусть. Любила просто подержать письмо в руках, затем неторопливо и осторожно передавала мне и говорила: «Люся, почитай, это от Фили... последнее... А это от Васи... А это от командира Лисицына. Видно, хороший человек, нашел время написать и поблагодарить за моего сыночка». Часто заканчивалось тем, что мы плакали вместе с ней.
Мы переписывались с Уссурийским краем, где воинская часть носила имя Александра Степанова. Я напишу письмо, бабушка прочитает и говорит: не так. Я переписываю. Она писала письма солдатам, чтобы они хорошо служили, защищали Родину, как ее сыновья
Последние годы жизни она провела в Ростове, где жила ее единственная дочь Валентина.
Епистиния Фёдоровна умерла 7 февраля 1969 года. Солдатскую мать похоронили в станице Днепровской Тимашевского района, где символически захоронены девять ее сыновей. Одной из первых она была награждена орденом «Мать-героиня». Епистинию Степанову посмертно наградили боевым орденом Отечественной войны 1степени.
В городе Тимашевске открыт музей, который в народе называют «музеем русской матери». Здесь собрано все, что берегла мать: скрипка Василия, тетрадка со стихами Ивана, горсть земли с могилы Александра... Каждый предмет говорит о материнской любви и сыновней нежности.
Образ солдатской матери запечатлён на гербе Тимашевского района, а также на гербе и флаге Днепровского сельского поселения.
В Ростове-на-Дону Епистинии Фёдоровне установлена мемориальная доска.
В 2005 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла отдельная книга писателя Виктора Конова, посвящённая Степановой, в которой приводятся документально подтверждённые даты рождения её и её мужа.
Вечная слава героям!
- Александр Степанов (1901–1918) – расстрелян белогвардейцами в отместку за помощь Красной Армии.
- Федор Степанов (1912–1939) – проявив героизм и мужество, погиб в боях с японцами у реки Халхин-Гол.
- Павел Степанов (1919–1941) – погиб на фронтах Великой Отечественной войны.
- Василий Степанов (1908–1943) – погиб на фронтах Великой Отечественной войны. Похоронен в братской могиле в селе Сурско-Михайловка на Днепропетровщине.
- Иван Степанов (1915–1943) – погиб на фронтах Великой Отечественной войны. Похоронен в братской могиле в деревне Драчково Смолевичского района Минской области.
- Илья Степанов (1917–1943) – погиб 14 июля 1943 года в битве на Kyрской дуге, захоронен в братской могиле в селе Афонасове Калужской области.
- Александр Степанов (1923–1943) – погиб на фронтах Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (посмертно).
- Филипп Степанов (1910–1945) – умер в концлагере Фореллькруг, Германия.
- Николай Степанов (1903–1963) – вернулся с Великой Отечественной войны инвалидом, умер от ран.
Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить ничего интересного. Нажав кнопочку "Поделиться" вы сможете отправить эту статью в ваши аккаунты в социальных сетях. Спасибо.
При подготовке статьи использовались ресурсы:
www.kubnews.ru www.yuga.ru музей-степановых.рф www.wikipedia.org