Дорогие читатели, вредного дня!
Поговорим о рыбе: холодной, скользкой... или же о сильном и волевом существе?
В славянской языческой культуре рыба являлась существом, держащим на себе мир. Такое восприятие, вероятно, связано с тем, что небо в древности считалось «океаном-моря» и единственным существом, способным удержать землю в небесной воде, была рыба. Такую рыбу, в силу её величественного значения, называли Кит-рыба, и считалось, что землетрясения – это результат движения рыбы.
В некоторых версиях этой легенды, рыб была не одна, а от четырёх до семи и смерть одного из китов становится причиной великого потопа.
Упоминания о рыбах можно также встретить в текстах свадебных обрядов, т. к. поиски невесты ассоциировались у славян с ловлей рыбы.
Во многих вариациях свадебных обрядов девушка ассоциировалась с рыбой, свободно плавающей по водам, пока её не поймают.
Интересной видится легенда о том, как царица забеременела, съев рыбий плавник, что свидетельствует о значении рыбы как символе плодородия.
Помимо упомянутых значений, связанных, в первую очередь, с женщинами, рыба может выступать в качестве сказочных персонажей (щука, которая помогала Ивану-царевичу победить Кащея Бессмертного), а также мифологических воплощениях слуг водяного.
Вероятно, именно щука является одним из основных символов рыбы у славян на ряду с китом, т. к. грозовые тучи иногда сравнивались с огромными щуками, закрывающими свет солнца, она же является персонажем некоторых русских сказок, а также иногда становится неким подобием джина, исполняющего желания (см. сказу о «Емеле-дураке»).
Вероятно, именно магические свойства щуки стали основой поверья, что вода, пролитая через её рот, становится «живой», т. е. целебной.
Несмотря на довольно богатую мифологическую основу, фразеологизмов с зоонимом «рыба» в русском языке не так много
- нем как рыба - об упорно молчащем человеке с намеренным желанием не говорить
- как рыба в воде - о человеке, чувствующем себя уверенно и раскованно в какой-либо обстановке
- как рыба на песке - о крайне беспомощном и бессильном человеке
- биться как рыба об лёд - о жизни в крайней нужде
- гость как рыба – на третий день уже несвеж - о ситуации, когда спустя какое-то время гости начинают надоедать
- нужен, как рыбе зонтик - о ситуации, когда что-либо абсолютно не нужно кому-либо
Из представленных примеров видно, что большая часть фразеологизмов описывает рыбу в негативном контексте, отмечая её беспомощность ( «как рыба на песке»), неприятный запах («рыба гниёт с головы») глупость («лезть как рыба в вершу» – о людях, добровольно устремляющихся в подстроенную для них ловушку, поддающихся на обман).
Рассмотренные нами категории свидетельствуют о том, что помимо негативного образа рыбы, все они были основаны на наблюдениях за рыбой, а не на мифологии, связанной с этим созданием.
Тем не менее, в русском языке сохранилась небольшая категория фразеологизмов, отмечающих положительные качества рыбы как основанные на наблюдениях, так и на мифологии. Рассмотрим подробнее:
- рыба в воде (для описания свободы действий в определённых ситуациях): «плавать как рыба в воде» – о физическом умении человека хорошо плавать, «чувствовать себя как рыба в воде» – об ощущении уверенности, непринуждённости и естественности при выполнении каких-либо дел;
- рыба = тихая (для описания скромных людей): «как святая рыба» – для описания смирных и скромных людей;
- рыба = гибкая (для описания сильных и красивых женщин): «гибкая как рыба» – для описания ловкой, сильной и гибкой девушки;
- рыба = стремительный прыжок (для описания людей, умело пользующихся ситуацией): «броситься как рыба в воду» – для описания человека, быстро и неожиданно ринувшегося в близкую ему обстановку.
В положительных воплощениях рыбы во фразеологии можно легко проследить мифологический контекст. Так, например, выражение «как рыба в воде» может быть связанным не только с внешними наблюдениями за рыбой, но и с описанной нами ранее рыбой-демиургом, которая свободно плавает по небесным водам.
Вероятнее всего, изначальный посыл этой идиомы и был божественным, но со временем это знание забылось и на основе ассоциативного мышления люди стали трактовать фразеологизм «как рыба в воде» естественным состоянием любой рыбы (не только божественной)
Руководствуясь этой логикой, можно предположить, что значение присутствия демиурга можно проследить и во фразеологизме «рыба гнёт с головы». «Голова» – это не только верхушка иерархии, но и верхушка пантеона богов. Если боги у народа недостойные, то и народ будет недостойным
Совершенно иная ситуация складывается с рыбами в китайской культуре, где рыбы – это важнейший символ изобилия и счастья.