Виктор Михайлович Орешников принадлежит к числу советских художников молодого поколения. Получив художественное образование после Великой Октябрьской социалистической революциям он активно участвует своим искусством в строительстве социалистической культуры. Будучи художником-реалистом, Орешников работает над созданием художественных образов, правдиво отражающих нашу социалистическую действительность, о чем красноречиво свидетельствует ряд картин художника. Особенно много и плодотворно Орешников, работал в области портрета. Серия созданных им портретов говорит о стремлении художника к утверждению богатства внутреннего содержания советского человечка. Рост профессионального мастерства художника сказался с наибольшей полнотой в последние годы, когда им были созданы вполне законченные и зрелые произведения, одно из которых - картина «В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете» - получила широкое признание народа, а автор её был удостоен Сталинской премии.
Виктор Михайлович Орешников родился 20 января 1904 года в г. Перми, в семье юриста. Еще Мальчиком Орешников живо интересовался всем‚ что имело отношение к изобразительному искусству. Свободное время он уделял рисованию. Поступив в 1913 году в Пермское реальное училище, Орешников начал более систематически заниматься искусством, беря урок рисования и живописи у некоторых из местных художников.
К началу Великой Октябрьской социалистической революции художественной школы в Перми не было. Незадолго перед этим созданное Общество любителей живописи, ваяния и зодчества объединило всех художников и просто интересующихся искусством. Весной 1917 года Обществом была организована первая в городе художественная выставка, на которой были представлены все члены Общества.
В 1919 году он поступает в только что организованные Художественные мастерские. Эти мастерские, впоследствии (в1922 году) реорганизованные в техникум, явились первой художественной школой, созданной в Перми. Первое время он работает в мастерской портретиста А. С. Шестакова‚ питомца Академии художеств, сторонника реалистического направления в искусстве, а затем перешел в мастерскую декоративной живописи В. И. Иконникова. Значительные перемены произошли с приходом к преподаванию художника В. А. Оболенского, много сделавшего для укрепления реалистических основ в учебном процессе техникума. Одно время ему даже поручили преподавать рисунок в младшей группе техникума.
В 1924 году Орешников окончил Художественный техникум и получил квалификацию художника-декоратора. Он понимал, что его знании профессионального умения нахватает для создания большой тематической картины, о чем художник мечтал и к чему стремился. Его тянуло в далекий Ленинград, где была Академия художеств, воспитавшая многих великих русских художников - Кипренского, Репина, Сурикова, Серова и других. В том же 1924 году он оставил свой родной город и переехал в Ленинград, где поступает в Академию художеств. В Академии Орешников учился в течение трех лет. Несмотря на то, что в эти годы имело место влияние формалистов на художественное образование, молодой художник взял самое лучшее и здоровое, что могла дать тогдашняя, Академия. Рисунки и этюды с натуры Орешникова, исполненные им в это время, говорят о стремлении художника правдиво и искренне передать виденное им в жизни.
В студенческие годы проблема картины настолько волновала художника, что для своей теоретической работы, которую полагалось написать наряду с живописной при окончании Академии, он избрал тему— «Этюд и картина». Эта последняя, как значится в документах, получила высокую оценку, и после некоторой переделки, была рекомендована к печати. В этой своей теоретической работе Орешников убедительно анализирует проблему взаимоотношения картины и этюда.
В заключительной части своего реферата художник приходит к смелым выводам. "Если принцип этюда, — писал он, —не является основой активного языка живописи, если он в своем развитии доводит живопись до тупика, может ли этюд быть основным методом школы?» Нет, — отвечает Орешников, — этюд‚ исключающий, в силу своей специфики, большую общественную идею, мешает, будучи самоцелью, развитию советской художественной школы. Новые, революционные идеи, рожденные грандиозной борьбой, требовали своего выражения в искусстве. В живописи только картина может отразить эти идеи и поэтому, принципы создания картины неизбежно должны быть основой передовой художественной школы.
В 1933 году он поступает в аспирантуру Академии для продолжения своего художественного образования, где пробыл до 1936 года, параллельно продолжая вести педагогическую работу. Еще 1930 году Орешников был приглашен преподавать в Академию художеств на существовавший в то время факультет монументального искусства. С этого времени начинается его педагогическая деятельность.
В годы аспирантуры произошел перелом в творчестве художника, имевший огромное значение для дальнейшего формирования и развития его профессионального мастерства. Еще будучи студентом, Орешников увлекался портретом, так как самым трудным, но вместе с тем благородным для художника является умение выразить в искусстве внутренний мир человека, черты его характера и мировоззрения. Известный положительный опыт работы в этой области уже имелся у Орешникова, поэтому в период аспирантуры он вновь обращается к портрету, который, как мы увидим в дальнейшем, будут занимать существенное место в его творчестве.
Так была написана в 1935 году картина «Начальники политотдела», находящаяся ныне в Бакинском Музее. Орешников изобразил начальника полит- отдела МТС в сопровождении бригадиров и председателя колхоза, проверяющих качество тракторной вспашки. Один из бригадиров наклонился, измеряя глубину борозды. Начальник политотдела, доставая из кармана гимнастерки записную книжку, внимательно наблюдает за проверкой. Лицо его сосредоточенно и серьезно, движения - спокойны и уверенны. К этой работе художником был исполнен ряд очень интересных рисунков, говорящих о глубоком понимании той закономерности, которая существует между вспомогательными материалами и самой композицией.
Перед Великой Отечественной войной Орешниковым были начаты две большие картины: «В. И. Ленин и И. В. Сталин в штабе обороны Петрограда» и «Выступление С. М. Кирова на 27-ом съезде ВКП(б)». Художник нашел интересное решение этих тем, однако работа в связи с войной была прервана, и начатым холстам суждено было простоять в пустой мастерской художника‚ в течение пяти лет. Художник часто вспоминал две свои картины, начатые им и оставленные в далеком осажденном Ленинграде: «В. И. Ленин и. И. В.Сталин в штабе обороны Петрограда» и «Выступление С. М. Кирова на 27- ом съезде ВКГЦ(б)». Война прервала работу художника, но он мысленно продолжал ее, стремясь найти более правильное решение этой волнующей и ответственной темы.
Тогда же в Молотове, в течение года с небольшим, прожитого там, Орешников исполнил несколько портретов, среди которых особенно выделяется портрет народной артистки СССР балерины Г. Улановой. Высокое мастерство Г. Улановой и глубина созданных ею образов являются гордостью советского хореографического искусства. Он написал погрудный портрет, обратив все свое внимание на голову Г. Улановой, на передачу психологического содержания образа. Большую роль в портрете играет движение головы Г. Улановой‚ в котором художник передал легкую взволнованность и порыв актрисы. Профильный поворот головы Г. Улановой при спокойном развороте плеч подчеркивает общую динамичность образа.
В самом конце 1942 года художник‚ переезжает в Самарканд, где включается в педагогическую работу Академии художеств, которая была туда эвакуирована во время войны. Будучи в Самарканде, художник сделал ряд этюдов и пейзажных зарисовок. Характерно, что это случилось некоторое время спустя, когда впечатления от необычной для художника обстановки Средней Азии несколько улеглись, он получил возможность сосредоточиться и синтезировать свои представления о далекой солнечной республике. Не все пейзажи этой серии закончены, однако в каждом из них есть много наблюденности и правды. К числу наиболее интересных следует отнести «Джар - Арык» (1943-1944 гг.)‚ в котором раскрывает широкая панорама города на фоне далеких гор Орешников умело передает здесь и своеобразный рельеф местности, и характер архитектуры, и уличную жизнь.
В 1943 году за творческую деятельность ему была присуждена ученая степень кандидата искусствоведения. Вместе с коллективом Академии художник переезжает в г. Загорск и, наконец, летом 1944 года, после разгрома врага под Ленинградом, возвращается в свой родной город.
В конце 1944 года Орешников, по заказу Ленинградского Государственного университета, приступил к работе над картиной «В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете». Эту картину он закончил осенью 1947 года, и она вызвала живой интерес зрителей на Ленинградской, а затем и Московской выставках. Ответственность темы картины требовала от художника внимательного и глубокого изучения документального материала воспоминаний о В. И. Ленине, мемуаров и т. д.
В 1948 году Орешниковым был написан портрет товарища Сталина для Государственного Русского Музея. Орешников и раньше много работал над созданием образа гениального вождя советского народа. Портрет 1948 года отличается новыми чертами по сравнению с предыдущими. Товарищ Сталин изображен сидящим в кресле. Он внимательно и проникновенно смотрит на зрителя. Во взгляде вождя, в его спокойной и сосредоточенной позе выражено ясное сознание цели и уверенность в победе советского народа. Несмотря на то, что портрет исполнен на основе одних только фотодокументов, Орешникову удалось наделить образ большим общечеловеческим содержанием, теплотой и правдой, которые сообщают портрету особенною силу.
В послевоенные годы художник вообще очень много работает над портретом и достигает здесь ряда успехов. Так, в 1945 году был написан большой портрет жены с книгой на коленях. Очень красивый и выразительный композиционно, он производит большое впечатление на зрителя. Свободное владение художника изобразительными средствами проявилось здесь в полной мере.
Большой интерес представляет портрет балерины А. Я. Шелест, исполненный художником в 1948 году. В этом портрете сказалось проникновенное отношение Орешникова к искусству балета и стремление найти возможно более правдивое и выразительное решение образа. А. Я. Шелест изображена в танцевальном костюме, сидящей в спокойной позе. В этом произведении сказался весь накопленный опыт работы художника над портретом. В этом портрете нет ни: лишних деталей, ни лишнего движения. Колорит портрета светлый, в нем преобладают розовые, зеленовато-серые и белые тона. Вообще колорит полотен художника не раздражает глаз, не поражает случайным цветовым контрастом. Они всегда гармоничны, правильно выражают содержание и действуют на зрителя глубоко и пронзительно.
Большое внимание Орешников уделяет педагогической работе, которую он ведет в Институте им. И. Е. Репина, руководя там персональной мастерской живописи и заведуя кафедрой рисунка. Особенного внимания в связи с этим заслуживает, естественно, рисунок, как основа творческого языка художника. Пренебрежение рисунком в прошлые годы, явившееся следствием пережитков формализма в изобразительном искусстве, нанесло тяжелый удар художественной школе и тормозило дальнейшее развитие нашей живописи, скульптуры и графики. Советский народ и художественная общественность правильно и своевременно подняли голос за перестройку учебного процесса в советской художественной школе, которая призвана подготовить подлинных художников- реалистов, борцов за построение коммунизма в нашей стране. Положительные результаты этой перестройки в преподавании уже налицо, и немаловажную роль в этом сыграла кафедра рисунка, возглавляемая Орешниковым.
За выдающийся вклад в области советского изобразительного искусства на 3 Сессии Академии художеств СССР Орешников был избран в члены-корреспонденты Академии. Это явилось важным событием в жизни художника и стимулом в его дальнейшей творческой деятельности.