Инквизиция, судебная процедура и позднее институт, созданный папством и светскими правительствами для борьбы с ересью. Производное от латинского глагола inquiro (”исследовать"), название применялось к комиссиям в 13 веке и к аналогичным структурам в ранней современной Европе.
История
В 1184 г. папа Луций III потребовал от епископов провести судебное расследование, или инквизицию, за ересь в их епархиях, положение, возобновленное четвертым Латеранским собором в 1215 г. Епископальные инквизиции, однако, оказались неэффективными из-за регионального характера власти епископа. К тому же не все епископы ввели инквизиции в своих епархиях; папство постепенно приняло власть над процессом, однако епископы никогда не теряли права возглавлять инквизиции. В 1227 г. Папа Григорий IX назначил первого делегата судей инквизиторами за еретическую развращенность - многие, из которых были доминиканскими и Францисканскими монахами. Папские инквизиторы имели власть над всеми, кроме епископов и их чиновников. Не было центрального органа для координации их деятельности, но после 1248 или 1249 г., после написания первого справочника по инквизиторской практике, инквизиторы приняли общие процедуры.
В 1252 г. Папа Иннокентий IV выдал лицензию инквизиторам для закоснелых еретиков, привелшая к известным практикам. Трудно определить, насколько распространенной была та практика в 13 веке, но инквизиция, безусловно, согласилась на применение пыток в суде над рыцарями-тамплиерами, военно-религиозным орденом, в 1307 г. Преследования со инквизиции способствовали краху катаризма, дуалистической ереси, имевшей большое влияние в южной Франции и Северной Италии, примерно к 1325 г; инквизиция создана для победы над ересью, ей помогала пастырская работа нищенствующих орденов в ее победе над катарами.
В позднем Средневековье значение инквизиции уменьшилось, но продолжавшая рассматривать дела о ереси—к примеру, вальденсы, духовные францисканцы и предполагаемая ересь свободного духа, предполагаемая секта мистиков, выступавших за антиномизм и случаи колдовства. Наиболее энергичные инакомыслящие движения XV века, Лоллардия в Англии и Хуссизм в Богемии, не подпадали под ее юрисдикцию.
Процедуры и организация
Инициируя расследование в округе, инквизитор обычно объявлял период благодати, в течение которого те, кто добровольно признавался в своей причастности к ереси и причастности других, получали лишь легкие епитимьи. Инквизитор использовал эти признания для составления списка подозреваемых, которых он вызвал к себе в трибунал. Неявка считалась доказательством вины. Процесс часто представлял собой битву умов между инквизитором и обвиняемым. Единственными присутствующими были нотариус, который вел протокол судебного заседания, и присяжные свидетели, которые засвидетельствовали точность протокола. Ни один адвокат не стал бы защищать подозреваемого, опасаясь быть обвиненным в подстрекательстве к ереси, и подозреваемым обычно не сообщали, какие обвинения были выдвинуты против них или кем. Обвиняемый может обратиться к папе до начала судебного разбирательства, но это потребует значительных расходов.
Посоветовавшись с каноническими адвокатами, инквизитор приговаривал тех, кто был признан виновным, к публичной проповеди. На тех, кто был осужден за ересь и отрекся от нее, были наложены судебные епитимьи. Самыми распространенными наказаниями были покаянные паломничества, ношение желтых крестов на одежде (чего боялись, потому что это вело к остракизму) и тюремное заключение.
Инквизиция использовала два вида тюрем, в которых содержались миряне. Одним из них был murus largus, или открытая тюрьма, которая состояла из камер, построенных вокруг внутреннего двора, в котором заключенные пользовались значительной свободой. Другой тип - murus strictus, тюрьма строгого режима, где заключенные содержались в одиночном заключении, часто в цепях. Еретики, признавшие свои ошибки, но отказавшиеся отречься, были переданы светским властям и сожжены на костре. Обычно таких случаев было немного, потому что главной целью инквизиторов было примирение еретиков с церковью. Однако в редких случаях происходили крупные публичные казни, как, например, в Вероне в 1278 году, когда было сожжено около 200 катаров.
Хотя ересь считалась тяжким преступлением практически во всех государствах Западной Европы, некоторые правители—например, короли Кастилии и Англии—отказались выдать лицензию инквизиции. Даже там, где она действовала—в большей части Италии и в таких королевствах, как Франция и Арагон,—инквизиция полностью полагалась на светские власти, которые арестовывали и казнили тех, кого она называла, и покрывали все ее расходы. Эти деньги частично поступили от продажи конфискованного имущества осужденных еретиков.
Хотя некоторые ученые отрицают, что средневековая инквизиция была учреждением, другие утверждают, что это лучший способ описать группу людей, которые пользовались теми же полномочиями, были непосредственно ответственны перед папой, нанимали слуг и чиновников и имели абсолютный контроль над рядом больших тюрем и их заключенными. Тем не менее, его власть была очень ограниченной, и, возможно, это было важно главным образом потому, что он установил традицию религиозного принуждения в позднесредневековой Западной Церкви, которая была унаследована как католиками, так и протестантами в 16 веке.