Найти тему
Замочная скважина-news

Побег первого пресс-секретаря Ельцина: он слишком много знал

Павел Вощанов отвечал за контакты Бориса Николаевича с прессой в течение полугода. Однако потом неожиданно ушёл с политической сцены, а затем, как писали некоторые издания, «бежал из страны»…
Павел Вощанов отвечал за контакты Бориса Николаевича с прессой в течение полугода. Однако потом неожиданно ушёл с политической сцены, а затем, как писали некоторые издания, «бежал из страны»…

Самое последнее, что он услышал от Ельцина было: «Иди и делай, что тебе Царь велел»...

В ельцинские пресс-секретари Вощанов пришёл из научных сотрудников. До 1991 года он работал в столичном Институте Экономики. В команде Ельцина на учёного обратили внимание после бойких статей, которые Павел публиковал в «Комсомольской правде». Это были материалы, посвящённые экономической ситуации в стране.

После президентских выборов 1991 года Павел Вощанов получил предложение стать «говорящей головой» нового руководителя государства. Павел Игоревич согласился. В ту пору ему было 42 года.

Во Францию – через Турцию и Болгарию

Роман с властью продлился у экономиста-журналиста недолго. Пройдя вместе с Ельциным огонь, воду и медные трубы (речь – о событиях августа 1991-го, когда Вощанов вёл брифинги в Белом доме), пресс-секретарю пришлось уйти в отставку.

Павел Вощанов, фото из открытых источников
Павел Вощанов, фото из открытых источников

Ему никто не указывал на дверь. Это было личное решение Павла. Он принял его, узнав о том, что его втихаря уволили с поста руководителя Российского информагентства, которое он занимал одновременно с пресс-секретарским постом. Самым обидным для Вощанова, пожалуй, стало то, что его место отдали человеку, который 15 лет занимался стеклодувным производством.

Вощанов принял решение не только уйти из ельцинской команды, но и покинуть страну. В качестве нового местожительства выбрал Францию, куда добирался… через Турцию и Болгарию, опасаясь того, что его «перехватят» по пути.

Его воспоминаний боялись все

Борис Ельцин, фото из открытых источников
Борис Ельцин, фото из открытых источников

Безвылазно в Париже экс-пресс-секретарь провёл полтора года. При этом в российской столице о нём не забывали: Вощанов слишком много знал, а потому его откровений опасалась ВСЯ тогдашняя команда президента.

Время от времени до Павла доходили сигнальчики и вопросы из Москвы: мол, не планирует ли он засесть за мемуары? Вощанов благоразумно отвечал, что такового в его планах нет. Хотя, на самом деле, вовсю работал над воспоминаниями о работе с Ельциным.

Издать том удалось лишь через несколько лет, когда это стало не столь опасно.

Откровения пресс-секретаря

Борис Ельцин, фото из открытых источников
Борис Ельцин, фото из открытых источников

Так, достоянием гласности стали рассказы о застольях в бомбоубежище Белого дома во время августовских событий 1991 года. По словам Вощанова, романтически настроенный народ в это время вышел на улицы, а тогдашняя верхушка России во всю «расслаблялась» и гудела за накрытым столом, ожидая развязки.

Бывший пресс-секретарь сознаётся, что знал… трёх совершенно разных Ельциных: первый – тот, что только шёл к власти; второй – который её получил, но не знал, что с ней делать; третий – получивший власть и порядком забронзовевший. По словам Вощанова, самые последние слова, которые он услышал от своего шефа перед увольнением, были такими:
- Иди и делай, что тебе Царь велел.

Возвращение

Через полтора года эмиграции бывший пресс-секретарь наконец решился вернуться в Москву. Ему была предоставлена такая возможность в обмен на то, что никаких «книжек с весёлыми историями о БН» выпускать он не станет, равно как и раздавать откровенные интервью СМИ.

На новое хождение во власть он уже не решился, да и предложений таких, судя по всему, уже не поступало. Попытка избраться депутатом Госдумы провалилась – набрать нужного числа голосов Павлу на выборах не удалось.

Вощанов активно публиковался в прессе, что продолжает делать и сегодня. Бывшему пресс-секретарю 70 лет. Пару лет назад он наконец опубликовал свои мемуары «Ельцин как наваждение», сопроводив их занятным подзаголовком «Записки политического проходимца»...