Жанр: сейнен, трагедия
Выходил: январь – май 2018
Английское название: "Violet Evergarden"
Русское название: «Ваойлет Эвергарден»
13 серий + 1 BD Special 35 минут (считается 14й серией, но по времени расположена где-то в районе 7й) + 2 DVD Special по 6 минут краткого пересказа.
Оценка: 9 из 10
Занимаясь ненавистью — как понять, что такое любовь?
Страшная война расколола континент на Северный и Южный блоки. И длилась не один год. Однако, после ряда успешных сражений кое-как был заключён мир. Солдаты стали возвращаться домой, мирная жизнь налаживаться. Для Виолетты Эвергарден известие о мире совпало с выпиской из госпиталя, где она лечилась около полугода после тяжелейших ранений, полученных на фронте и беспрестанно писала своему командиру просьбы снова взять её под командование. Однако вместо майора приезжает его друг по офицерскому училищу, который с наступлением мира уволился в запас и открыл почтовую фирму. Единственная весть от майора — это его просьба позаботиться о Виолетте. Позаботиться о её мирной счастливой жизни. Что довольно проблематично, Виолетта ничего кроме войны не видела и не знает. Как жить в мире? И что означают слова, которые майор ей сказал тогда во время операции по захвату вражеской цитадели — в последний раз, когда она его видела?
Виолетта поступает на почту к полковнику, а потом становится "Автозапоминающей Куклой" — должность средняя между машинисткой и литературным негром: человек, который помогает другим написать письмо. Ведь письма это слова, передающие мысли и эмоции. И через них Виолетта надеется разгадать загадку слов майора.
Глаз на этот сериал я положила как только он начал выходить. Помню, что встретила упоминание о нём у кого-то, прочитала описание... Помню, тот человек говорил, что, мол, это не шибко-то про его честь, а я ещё подумала: "А вот мне наверняка понравится". Потом скачала его, по выходе... и отложила. Но тут Яблонька derevotakoe мне про него напомнила, и, расстроившись с "Гангрейва", я решила: "А что я, собственно, торможу?" Результат превзошёл все ожидания.
Для начала следует отметить, что сериал в принципе неожиданный для тех, кто давно смотрит аниме и примерно разбирается, какие студии на чём специализируются. Как-то "Pony Canyon" с "Kyoto Animation" и "Lantis" до кучи ассоциируются с милыми лёгкими вещами типа "К-Она"... А никак не с глубокими, эмоциональными и довольно трагичными историями. Однако они сделали это — и сделали великолепно.
Отличная рисовка персонажей, очень в стиле того, как я люблю к тому же. Множество прекрасных фонов, которые смело можно рассматривать как отдельные картинки. Более того — мои обожаемые кадры-акценты. Иногда довольно скрытые, иногда заметные самому невооружённому и дуболомному взгляду, как, например, шагающая нога Виолетты и сразу же летящий голубь именно в тот момент, когда она самостоятельно решает сделать первый шаг в мирную жизнь. В общем — практически полный восторг. И вообще сам мир очень симпатичный, всё-таки 10-30е годы прошлого века, под которые всё стилизовано — очень красивое на мой взгляд время. А тут они постарались — и с одёжками, и с пистолетами-винтовками, и с паровозиками, и с машинками. Очень приятно смотрится.
Музыка тоже не подкачала. Её не так много за кадром, но помимо опенинга и двух эндингов есть ещё целая куча песен в сюжете (то, что называется "insert song"). И все они весьма хороши и прекрасно подходят к тому, что нам показывают. Более того, с одной из песен, эндингом к чуть ли не самой мощной, девятой, серии произошла забавная ситуация. Слушаю я его и думаю: "Что-то мне фотокарточка ваша знакома!" В смысле — что-то мне эта песня напоминает. Очень хорошее. Посмотрела в выходные данные. Не удивительно, однако. Её ведь поёт та же самая девушка Юуки Аира, которая пела "Colourless Wind" в моей, можно сказать, родной "Sola"! Да, а ещё полковника, доброго симпатичного, но иногда немного тормозящего в психологии озвучивает мой весьма уважаемый Коясу Такехито. Ну, его-то я с первых слов узнала.
В общем, чисто по технике можно было бы сказать, что восторг. Но не совсем. Есть несколько ложек дёгтя, которые несколько отравляют эту бочку мёда. И первая из них совершенно банальна, хотя обратят на неё внимание в основном девушки. Это любимая юбка Виолетты, в которой она рассекает практически весь сериал. Я уже напрочь забыла, как это называется, но суть в том, что у неё юбка не с тюрнюром, а с эдакими лентами-складками, которые за ним воспоследовали. Выглядит на самом деле очень красиво, но есть одно радикальное "но": Виолетта работает автозапоминающей куклой. То есть, как и любая машинистка много сидит на стуле. А следовательно — все эти изящно отглаженные волнистые складки мгновенно приходят в негодность как только она начинает работу. Ну не могла она такое платье на такой работе носить. Нет, я могу себе представить, что изначально это платье ей купил полковник, который мужчина и вообще. А Виолетта надела его поскольку у неё вообще отродясь ничего кроме военной формы не было. Но вокруг полно девушек, в том числе и прямых коллег. И что, никто ей не присоветовал чего-нибудь более подходящего? Бред.
И огромный ворох нареканий у меня к этому миру. Во-первых, он вообще как-то не складывается воедино. Чисто с технической точки зрения — здесь совершенно нет электричества. Казалось бы, совершенно миноритарная деталь, но рушащая всё остальное великолепие. Дело в том, что вся остальная техника вполне узнаваема и соответствует эпохе. У нас замечательные автомобили, мопеды и самолёты на двигателях внутреннего сгорания. Простите, но я не верю в подобные технологичные двигатели на автодетонации. У нас изрядное количество узнаваемого оружия, некоторые образцы которого без электричества опять же технологично производить пратически не реально. Бомбы, наконец, из предпоследней серии, которые нельзя быстро и надёжно обезвредить только если они с электрическим запалом!
Более того, у нас отсутствует всякая магия (и электричество, да), однако протезы Виолетты с одной стороны вроде как не являются чем-то сверх-уникальным (хотя и не являются чем-то широко распространённым), а с другой — работают ничуть не хуже натуральных человеческих рук. То есть прекрасно снимают с нервов все положенные двигательные сигналы.
То же к вопросам технологии: материк довольно большой. Тем не менее — никто и никогда не задумывается о скоростной связи. Хорошо, нет электричества — нет и телеграфа, не говоря уже про радио. А как с гелиографами? Вот буквально все-все-все посносили во время войны? Или в мире случился кризис, и ни одного Наполеона, ни одного Рокфеллера с Ротшильдом, даже графа Монте-Кристо не родилось?
Во-вторых, что-то странное с обществом. Нет, я не про всякие королевства и пережитки феодализма, с этим ещё как-то можно смириться. Но что с этой войной вообще? Вот семья Люсилии — они вообще как поехали на Западный Фронт вслед за старшим сыном? Это что такое там происходит, какой, извините, экономический строй на дворе? Кстати, тоже весьма интересно, что за бардак с географией? Коалиции у нас Южная и Северная, а фронты почему-то Восточный и Западный. Но к этому я ещё вернусь, размахивая машинганом.
В-третьих, сама Виолетта. С одной стороны, она — личность легендарная на Восточном Фронте (причём с обоих сторон). То есть некий уникум. С другой — майору её передаёт его старший брат, тоже военный, точнее — флотский. И ему такое уникальное чудо почему-то не нужно. Более того, это уникальное чудо вообще никому не нужно, ни на войне, ни после её. Если у нас не приступ идиотизма у всех подряд, то таких вот боевых девочек должны производить, пардон, индустриально. Тогда, конечно, понятно и почему флотскому она не нужна (ну не подходит для его задач), и почему её все знают: не её фактически, а эту "модель". Она не "уникальный танк "Маус", а "известный по всем фронтам крайне неприятный (полезный) танк "Тигр". Однако этому множество противоречий.
И, наконец, в четвёртых, то, к чему я обещала вернуться, размахивая машинганом: политическая карта мира. Дело в том, что невзирая на всякие отсылки к тому, что это другой мир — мы имеем некое объединение Первой и Второй Мировых войн. Форма "наших" узнаваемо списана с немецкой. Оружие, кстати, тоже. На Восточном Фронте (который по карте действительно на севере) — мало того, что основной силой является государство с вполне говорящим названием Гардарика, так ещё и тамошняя форма имеет такие же отсылки к древнеславянской моде, что и форма РККА (ну хоть будёновок нету), и люди там с откровенно славянскими, а то и русскими именами и фамилиями. Более того, что добавляет узнаваемости, персонажи с завидной регулярностью вспоминают, что Западный Фронт был известной халявой, а на Восточном постоянно творился адский Ад. И... каким-то образом все эти немцы-итальянцы почему-то радостно выигрывают, а Гардарика шибко результатами войны недовольна. А я вот недовольна, причём очень жёстко, таким реваншизмом. Да, кстати, ещё о бредятине: разговор между майором и полковником заставляет удивлённо выкатывать глаза и в военном смысле. Мы ведь помним, что адище у нас происходит на Восточном фронте? Реальная война в сопровождении "больших человеческих жертв". Тем не менее, сюрприз! Карьерный рост у армейцев быстрее на Западном! Там, где нет убыли руководящих кадров — почему-то звёздочки на погоны льются дождём. Или в этой армии звёздочки дают за шагистику и красиво окрашенную матчасть? Простите, а каким образом эта армия тогда войну выиграла?
Но сериал всё-таки совсем не об этом. Это совершенно потрясающий сериал о любви. Причём здесь очень здорово играет то, что сериал нихонский. Дело в том, что в нихонском языке я очень люблю некоторые моменты, когда то, что мы называем одним словом — они называют разными, в зависимости от контекста, вкладываемого смысла. И одно из этих слов — "любовь". У нихонцев, как известно, для этого понятия есть три слова: "с(у)ки" (好き) — это самое универсальное, это "нравится" по-русски. "ски" можно и мороженное, и друга, и парня. Есть "кои" ( 恋) — это такая действенная любовь, уже конкретно в плане парочек. Но скорее отражающая именно действия: обнимашки-поцелуи и контакты дальнейших родов. А есть "аи" (愛). Это то, что, пожалуй, по-русски пишется как "Любовь". С большой буквы. И весь сериал — о ней.
Виолетта (ну, хорошо, хорошо, почему-то она английская Вайолет, в смысле — фиалка) же и правда ничего кроме войны в своей жизни не видела. И хотя нам, пожившим ещё и в мире, совершенно понятно, что она по уши влюблена в своего майора — она-то совершенно не понимает, что с ней такое происходит. Более того, она вообще слабо понимает, как взаимодействуют между собой люди в мирной жизни.
Собственно говоря, весь сериал начинается с очень красивого, даже сентиментального момента. Что такое "автозапоминающая кукла"? (Надо сказать, что история этого термина тоже ужасно трогательная). Изначально это были обычные машинистки, помогающие неграмотным, которых в стране очень и очень много, написать письмо. То есть классические такие средневековые писцы. Но... мы же помним, чем мгновенно становится писец в подобной культуре? Правильно: литературным негром. Он и стишок для возлюбленной отчаянного рубаки-рыцаря, который двух слов связать не может, зато врагов бьёт налево-направо, сложит. И из бесконечных "ну того, энтово, значить, сталбыть" хуторянина сложит "нижайше прошу возместить ущерб моему полю, потоптанному в результате Вашей охоты четырнадцатого дня июля месяца сего года"... Так и здесь: Виолетта присутствует при том, как её старшая коллега выслушивает письмо одного человека, складывает его в более красивый и понятный слог, а потом переспрашивает у замявшегося клиента: "И в конце — "Я люблю тебя?" Виолетта не понимает: "Как ты догадалась, что в конце надо добавить именно это?" А услышав, что автозапоминающая кукла должна по роду занятий понимать такие вещи, загорается стать автозапоминающей куклой и сама. Чтобы понимать людей. Чтобы понять — что же хотел сказать израненный майор посреди боя во вражеской цитадели. Почему он произнёс это самое "аишитерю" ("я Люблю тебя"), что он хотел ей этим сказать?
И Виолетта начинает своё долгое путешествие от клиента к клиенту (ведь сервис предусматривает и работу на выезде), где сталкивается с самыми разными, такими непохожими взаимоотношениями между людьми, которые почему-то обозначаются одним и тем же словом Любовь. Ведь ладно это было бы совершенно безликое слово "отношения", которое можно наполнить любым смыслом, хоть враждебные, хоть половые, хоть торговые. Но почему и отца к дочке, и матери к дочке, и между мужем и женой, и все такие разные, совершенно вроде бы непохожие — это всё Любовь? А ведь действительно где-то в глубине души чувствуешь, что между ними всеми есть что-то очень глубинное, очень тонкое, очень крепкое и тёплое — общее.
Каждая серия (иногда — две) — это отдельная история любви. Поразительно чистая, душевная и трогательная. Подчас — совершенно неожиданная в каком-то ракурсе или с какими-то дополнительными деталями. Как потрясающая серия с больной женщиной и её маленькой дочуркой, изводящей Виолетту требованиями: "Виолетта, пойдём играть в куклы!", "Виолетта, завяжи мне ленточку!", "Виолетта, давай играть в загадки!".. Потрясающее терпение Виолетты нас, конечно, не удивляет — с её-то историей, но заставляет уважать тем не менее. И задумываться о том, как же тяжело бывает с детьми. И вдруг — поворот. А почему эта девочка так всего просит, просто ли потому, что такая неугомонная? Нет, здесь скрыто даже две причны. Удивительной глубины и теплоты. Но и это ведь не всё! А что же за письма целую неделю подряд пишет эта женщина с Виолеттиной помощью? Тьма Всемогущая, да я когда поняла, да когда их стали зачитывать — я ревела во все глаза (ну, потому что молча)... Это так красиво, так здорово... и даже необычно, сама идея меня потрясла своей глубиной. Это, друзья мои, реально сильно. Это действительно Любовь.
И совершенно честно — у меня все серии (кроме одной) получали отметки в 9 и 10 баллов, каждую серию я была тронута до слёз, причём не по разу иногда... При этом — сериал отнюдь не, то есть совершенно не сопли в шоколаде. Он, конечно, не ужас какой-нибудь ремарковский. И многих аспектов тяжести послевоенного времени тут нету, вообще за исключением одной-двух историй и заявления о том, что многие железные дороги пострадали — кажется, что для обычных граждан война прошла стороной. Нет ни инвалидов, ни товарищей с вьетнамским синдромом (ну, разве что сама Виолетта в некоторой степени может быть отнесена в обе категории), ни особой разрухи в целом. Но всё равно — почти все истории глубоко трагичны... Но ещё более глубоко светлы и наполнены настоящей, именно с большой буквы Любовью. Той самой, которая "Аи". Той самой, которую Виолетта наконец поняла. И мы с нею вместе.
Что такое любовь? Любовь с большой буквы? Это все те истории, свидетелями которых мы стали в этом сериале. Все они — и бесконечное количество других. Столь же высоких, тёплых и прекрасных. Если бы не многочисленные мои нарекания — с лёгким сердцем поставила бы оценку "шедевр". И — жду через два года полнометражку-продолжение.
Неоднократно до слёз растроганная
Яка