Найти в Дзене
timHunt

20 дней в тундре на озерах

20 дней в тундре Бывал в тундре неоднократно зимой и летом, и каждый раз она меня восхищала своими бескрайними просторами. Бесчисленные озера и реки богатые рыбой, поля морошки, вечерние закаты, стаи пернатой дичи навсегда запомнились в памяти. Места бывали безлюдные или почти безлюдные. Об этом и пойдет речь. Случилось побывать по работе на крупной группе озер в НАО в 2004 году. В 50-е годы на этих озерах работала рыболовецкая бригада, которая добывала 60 тонн различной рыбы в год. Цифра не маленькая. Ловили и доставляли и кому то это было нужно. Рыба самых что ни на есть северных пород- сиг, хариус, пелядь, чир, щука, окунь, язь, плотва, налим и наконец его величество ерш. Иногда заплывала из реки нельма. Потом все забросили Следует сказать, что батиметрия озер весьма сложная. В пяти метрах от берега может быть 10-15 метров и на середине озера можно нахватать на винт водорослей и цапануть каменистое дно. В одном из водоемов намеряли 36м. В протоках соединяющих озера хариус и

20 дней в тундре

Бывал в тундре неоднократно зимой и летом, и каждый раз она меня восхищала своими бескрайними просторами. Бесчисленные озера и реки богатые рыбой, поля морошки, вечерние закаты, стаи пернатой дичи навсегда запомнились в памяти. Места бывали безлюдные или почти безлюдные. Об этом и пойдет речь.

Случилось побывать по работе на крупной группе озер в НАО в 2004 году. В 50-е годы на этих озерах работала рыболовецкая бригада, которая добывала 60 тонн различной рыбы в год. Цифра не маленькая. Ловили и доставляли и кому то это было нужно. Рыба самых что ни на есть северных пород- сиг, хариус, пелядь, чир, щука, окунь, язь, плотва, налим и наконец его величество ерш. Иногда заплывала из реки нельма. Потом все забросили

-2

Следует сказать, что батиметрия озер весьма сложная. В пяти метрах от берега может быть 10-15 метров и на середине озера можно нахватать на винт водорослей и цапануть каменистое дно. В одном из водоемов намеряли 36м. В протоках соединяющих озера хариус идет на каждый заброс, иногда и по два зараз. Что интересно на озере на блесну он не клюет, хотя его там кишмя кишит. За 20 минут мы вдвоем поймали целую стампу рыбы, а это килограмм 15-18. Мелочь не брали. Я ловил на маленькую самоделку, а напарник на «Мопса». Хариусы понтов не поняли, клевало одинаково.

В основном попадались экземпляры по 300-800 грамм и только на  течении.
В основном попадались экземпляры по 300-800 грамм и только на течении.

От старой рыболовецкой фактории не осталось ничего, но следы человеческого пребывания видны были повсюду. В протоке, на отмели торчал старый самовар, ненцы их очень уважают. На возвышенностях бочки из под топлива как ориентиры для вездеходов, следов которых тоже предостаточно. Кое где устроены домики сделанные из черте-чего. Около них всегда много разного хлама. Могильные кресты выглядят одиноко.

Времянка
Времянка
-5

Осенью наведываются на озера любители сиговой икры и другой рыбы. Из за удаленности рыбинспекция эти места посещает редко. В то время, там где мы остановились постоянно проживало два человека, дед из народа Коми и ненец. У деда были парализованы ноги, но он сам ездил рыбачить и ставил сети один если не было помощника. Нас встретили по доброму, разрешили занять «гостевой» автомобильный кунг. Мы отблагодарили их хлебом, бензином и традиционным "северным напитком".

Дед с ненецкой лайкой. На следующий год его не стало. Айка умнейшая собака, питалась сырой рыбой. Через год тоже умерла.
Дед с ненецкой лайкой. На следующий год его не стало. Айка умнейшая собака, питалась сырой рыбой. Через год тоже умерла.
Женя. Его брат обустроил свои угодья в 5-6 км от него на другом озере и иногда бывал  у Жени в гостях.
Женя. Его брат обустроил свои угодья в 5-6 км от него на другом озере и иногда бывал у Жени в гостях.

Гуси, утки, гагары и другие водоплавающие птицы, ондатры и куропатки обычные обитатели здешних мест. Попадались на глаза лебеди и отколовшиеся от стада северные олени. Около жилья Женя куропаток не стрелял по осени, оставлял на «черный» день. Сетовал на то что однажды прилетевшие на вертушке «крутые» охотники всех выбили. Умница Айка помогала Жене в охоте на гусей. Она вертелась около засидки в пределах выстрела и привлекала гусей. Гуси на собаку реагируют как на песца, снижаются и пикируют. Питались аборигены в основном рыбой которую ловили сеткой, но чаще всего брали хариуса по потребности на удочку и спининг. Естественно все жители в округе любили «огненную воду».

Еще на другом озере в чуме проживали ненцы, дед со старухой (на зиму они уезжали в Харуту). Они пасли оленей и конечно рыбачили.

-8

Несколько балков и домиков на мысу служили им базой для рыбалки. Удивительно было увидеть там эмалированную ванну. Она использовалась скорее всего для технических нужд. Баня и веники тоже имелись. Баня у ненца Жени тоже имелась. Нечто вроде сарая из фанеры и рубероида. Дело было в августе и у нас получилось даже попариться.

-9
Это не что иное как дрова. Как заготовишь, так и перезимуешь.
Это не что иное как дрова. Как заготовишь, так и перезимуешь.

С погодой нам тогда повезло, но без шторма не обошлось. Были и грибы и морошка. По правде сказать морошка тоже может устроить сюрприз. На следующий год жара в 30 градусов всю ягоду выжгла. Насобирал в одном месте только литр. Местный абориген говорил, что надо собирать вовремя ягоды, а не то гуси перед перелетом все съедят до единой.

Этот местный «лес» из карликовой ивы («ерга») практически непроходим. Надо искать оленьи тропы.
Этот местный «лес» из карликовой ивы («ерга») практически непроходим. Надо искать оленьи тропы.

15 лет прошло с тех пор, а впечатления остались незабываемые. Как там сейчас, что с аборигенами?

Если вам понравился материал, не забудьте поставить "лайк", автору будет приятно, не зря старался...;)